A+ R A-

Работа "Керамисты". Выставка в саду Огюста Родена. Париж.Нерода Юрий Георгиевич родился в 1920 году в Чернигове в семье скульптора. Его первые художественные впечатления  связаны с творческой обстановкой, царившей в семье. Отец, Г.В. Нерода -  молодой скульптор, член АХРР, мать,  Наталья Федоровна – выпускница отделения декоративно-прикладного искусства Строгановского училища.

Художественные увлечения и обстановка в семье привели в 1936 году Юрия Нероду в Художественное училище памяти 1905 года.  Своими учителями скульптор всегда называл Г.Г. Ряжского, преподававшего рисунок, и отца, в мастерской которого он начал лепить.

Время творческого становления художников середины 20 века  было необыкновенно интересно тем, что с полной творческой энергией и самоотдачей работали такие корифеи изобразительного искусства, как В. Мухина и В. Андреев, И. Шадр и С. Лебедева,

А. Дейнека и  П. Корин, Д. Моор и В. Фаворский. Участвуя в выставочных экспозициях, молодежь не только имела возможность постоянно учиться у старшего поколения, но и не имела права выглядеть слабо, должна  была соответствовать высокому художественному  уровню.

1941 год повернул жизнь художников в совершенно иную колею. Ю. Нерода призван в армию, воевал, был тяжело контужен. Вернулся на фронт, будучи  военным художником. Скульптор  с особой ответственностью работал над портретами бойцов, сражавшихся на фронте. Композиции: «Партизан», «Первая помощь», «Победитель» стали свидетельством пережитых событий. Первой же монументальной работой был памятник для Орла  генералу Л.Н. Гуртьеву.Выставка в саду Огюста Родена. Париж.

Произведением, по-настоящему  обратившем  внимание публики и художественной критики, была композиция «Емельян Пугачев», представленная на выставке московских скульпторов в 1953 году. Фигура, пластически решенная, как могучее дерево, полна экспрессии и драматизма.  Портреты современников, выполненные Неродой в  конце 40-х - 50-х годах, полные внутренней силы, напряженной сосредоточенности, также явились  яркой нотой в молодом новаторском  оркестре. Появляются творческие решения раскрытия всей полноты образа при минимальных изобразительных средствах («Портрет С.Т. Гафурова»,1949; «Портрет С.А. Шапиро,1953), путем пластических обобщений и острых композиционных находок - («Портрет А.А. Миклашевского»,1945; «Жанна»,1960).  К этому прибавилось  чуткое понимание автором материала, выбранного для задуманной композиции, умение сделать его частью воплощения  художественной идеи. Он помнил слова отца, услышанные еще в годы учебы «… материал в скульптуре - правильно выбранный, во многом определяет художественное качество произведения ». Ярким примером этому служат скульптуры: «Трактористка» 1959-фаянс, «Валентина»,1964 – пластмасса. Оригинальность и художественная смелость замысла еще и в том, как скульптор использует цвет, который усиливает эмоциональное воздействие, требует особой выверенности конструктивного построения, ритмичной четкости силуэта и объемов.

Шестидесятые годы насыщены  экспериментальным движением в советском искусстве, основными признаками которого выступает отказ от традиций, переосмысление основных категории художественного творчества. Наравне со своими современниками Нерода стремится к немногословной сосредоточенности изобразительного языка, необычности композиционных построений, трактовки сюжета. В ряду таких произведений стоят рельеф «Под солнцем»,1957 и композиция  «Керамисты», выполненная в цементе в 1960 году. В них умело, соединены современность иРабота над монументом "Героям-морякам" классические законы построения, движение и внутренняя динамика, условность и конкретика изображаемого. Эти же пластические задачи  успешно решены в целой серии женских фигур 1960-х годов под названием «Нике». Стремительность жизни торса в пространстве, множественность композиционных точек зрения, острота силуэта гармонично дополнены различными вариантами обработки бронзы: от классической в «Нике» 1960-го года, до, редко встречаемой,  в «Нике» 1962 и 1964 годов. Цветность обработки подчеркивает объем фигур, усиливает их силуэт и энергию движения.  Набранная мощь скульптурного мастерства позволила Нероде с успехом  выполнить ряд монументов, среди которых - посвященный освоению космоса, в Женеве в 1971 году, памятник «Первые комсомольцы» 1972 года и другие. Заслуживает внимания  совместная со скульптором Шмаковым М.А. работа над оформлением входа в Советский павильон  на Всемирной выставке  1974 года в городе Спокене (США).

На время, условно называемое, «Шестидесятыми», пришлось еще одно знаменательное явление в скульптуре России, в котором Ю.Г. Нерода сыграл одну из ведущих ролей – возрождение, переосмысление медальерной пластики, как части скульптуры. Отказываясь от канонов исторической медали с плоскостным изображением, строго предопределенной композицией, графичностью пластического языка, Нерода объединяет свои достижения станковиста с необходимостью решать художественные задачи, свойственные только этому виду искусства. Медали, посвященные 150-летию со дня рождения Ф.Листа, восстанию на броненосце «Потемкин»,  А.И. КрылоЮрий Георгиевич вместе с отцом.ву и Ф.М. Достоевскому свидетельствуют о большом профессиональном мастерстве, ибо в малом масштабе всегда труднее воплотить широту задуманного. Отторгнув подробности, мешающие восприятию, мелочи, скульптор сосредоточен на четкости, лаконичности, яркой образности  художественного языка.

Ю. Г. НЕРОДА являлся постоянным участником большинства всесоюзных, республиканских и многих зарубежных художественных выставок. Его произведения, экспонированные на художественных выставках, неоднократно были отмечены премиями и дипломами.  Был награжден званием «Народный художник РСФСР» и «Заслуженный деятель искусств».

Произведения Ю. Г. Нероды приобретены музеями многих городов: Третьяковская галерея г. Москва, Русский музей г. Санкт-Петербург, Музей русского искусства г. Киев, в Минске, Вильнюсе и других.

За работу по созданиюРабота над монументом вводного зала Музея Ленина в Улан-Баторе награжден Орденом «Полярная звезда».

В течение долгого времени являлся членом экспертных художественных советов: Государственной экспертной комиссии Министерства культуры СССР, Художественного совета ГЛАВАПУ Управления г. Москвы, Художественного совета при Мосгорисполкоме г. Москвы, заместитель председателя Художественного совета по скульптуре Художественного комбината им. Вучетича Министерства культуры СССР; скульптурного экспериментального производственного комбината МОХФ РСФСР, Комплексного совета художественного фонда МОХФ РСФСР, Скульптурного совета художественного фонда РСФСР, Художественного совета Торговой палаты СССР.

В 1976 г. в издательстве «Советский художник» вышла книга, посвященная творчеству Ю.Г.Нероды, автор Н.В.Кутузова.

Умер Ю.Г. Нерода в Москве  в 2006 г

 

Автор статьи К.М.Шмакова. Искусствовед, специалист по скульптуре конца ХIX-ХХ вв.