A+ R A-

Материал взят из книги «Г.В. Нерода». Автор Сайковский А.И.,

издательство «Изобразительное искусство», Москва, 1985 г.

Народный художник РСФСР, член­-корреспондент Академии художеств СССР Георгий Васильевич Нерода - ­один из представителей старшего поко­ления советских скульпторов, начавших свой творческий путь еще до Великой Октябрьской социалистической револю­ции. Многогранно художественное на­следие выдающегося мастера, в творче­стве которого отразилась целая эпоха, насыщенная большими историческими событиями. Его творческая биография неразрывно связана с героической био­графией страны, неотделима от судьбы советского народа. В высоком смысле слова он был патриотом и гражданином, поистине народным художником.

В произведениях искусства Георгия Нероды нашли отклик романтика смелых поисков и творческих исканий пер­вых послереволюционных лет, героизм, проявленный на фронтах гражданской войны, и массовый трудовой энтузиазм ударных лет пятилеток, а также муже­ство и отвага героических защитников Родины в суровые годы Великой Отечественной войны.

В художественной деятельности Ге­оргия Нероды нетрудно обнаружить пристрастие к отдельным областям изо­бразительного искусства. Можно выде­лить два основных направления его творческих поисков. Так, многие годы Георгий Васильевич с большим увлече­нием работал в жанре портрета и в об­ласти монументальной скульптуры, где проявилось его тонкое понимание архи­тектоники создаваемых пластических композиций. К числу самых крупных заслуг признанного мастера относится значительный вклад в создание Ленинианы.

Одним из первых ленинских мону­ментов на Украине явился выполненный Георгием Неродой бюст В. И. Ленина, установленный в 1921 году в Чернигове на площади Диктатуры пролетариата (ныне территория парка культуры и отдыха имени М. М. Коцюбинского). Скульптурный портрет Владимира Ильича, созданный Г. В. Неродой в 1925 году, получил самую высокую оценку А. В. Луначарского, отметившего боль­шое мастерство скульптора и утверж­давшего, что эта работа лучше тех, которые до сих пор издаются Госизда­том. Более сорока лет спустя в творче­ском соревновании советских мастеров изобразительного искусства Георгий Ва­сильевич вновь подтвердил свое первенство среди скульпторов, плодотворно работавших над созданием образа вели­кого вождя. Первой премией на Всесоюзном конкурсе на лучший портрет В. И. Ленина в 1967 году было отмечено произведение, исполненное им совместно с сыном Юрием Георгиевичем.

Верность ленинской теме в искусстве Георгий Нерода сохранял на протяже­нии всей своей творческой деятельности. Наряду с этим художником созданы многочисленные скульптурные портреты, памятники выдающимся деятелям Советского государства, крупнейшим деятелям литературы и искусства, ученым, а также монументы, посвященные событиям гражданской и Великой Отечественной войн.

Говоря о жизни и творчестве Георгия Васильевича Нероды, нельзя не отметить существенные особенности, характеризующие его творческий путь. Прежде всего это удивительная целостность художественного восприятия мира, ясность и последовательность в выражении своей творческой и гражданской позиций. И как следствие этого - его активная деятельность на различных этапах развития советского искусства. Созданные Георгием Неродой произве­дения всегда отличались высокой идей­ностью, стремлением отразить в скульп­туре духовный мир современников. Ак­тивная позиция художника-гражданина проявилась и в создании целой серии сатирических скульптурных портретов белогвардейских генералов, использо­ванной при съемке художественного фильма «Первая Конная».

Георгий Васильевич принадлежал к числу тех счастливых людей, которые сразу к себе располагают. В самом его облике было нечто притягательное. Все, кому приходилось общаться с ним, не­изменно проникались чувствами симпа­тии и дружбы к этому наредкость доб­рожелательному, открытому и привет­ливому человеку.

Творческая жизнь Георгия Нероды была наполнена многими весьма разно­образными событиями. Он родился в 1895 году в Чернигове. В годы учебы он лю­бил рисовать и лепить из глины. После завершения классического образования в 1913 году Георгий Нерода приезжает в Москву, где, по существу не имея профессиональной подготовки, успешно выдерживает вступительные экзамены и поступает в Московское училище жи­вописи, ваяния и зодчества. После за­нятий одновременно на скульптурном и архитектурном отделениях Георгий Нерода остановил свой выбор на про­фессии скульптора. Полученное в те годы широкое художественное образо­вание помогло ему в дальнейшем сво­бодно ориентироваться в сложных проб­лемах синтеза искусств - архитектуры, скульптуры и живописи, добиваться ор­ганичности композиционных решений.

Скульптурным классом в то время руководил профессор С. М. Волнухин, в мастерской которого царила творче­ская атмосфера, очень благоприятная для воспитания художника. Волнухин прежде всего стремился раскрыть в уче­никах их природное дарование, развить самостоятельность в решении творче­ских задач. Он способствовал распрост­ранению в училище новых художествен­ных веяний. Это получило выражение как в методике преподавания, так и в самом понимании задач пластического искусства. Много внимания уделялось работе над эскизами на свободно вы­бранные темы. Волнухин постоянно поощрял своих учеников к поиску новых форм, средств художественной вырази­тельности, способов обработки скульп­турного материала. Неудивительно по­этому, что из мастерской С. М. Волну­хина вышла целая плеяда замечатель­ных скульпторов, занявших видное мес­то в истории русской и советской худо­жественной культуры, как, например, А. С. Голубкина, Н. А. Андреев, С. Т. Ко­ненков. Георгий Васильевич вспоминал С. М. Волнухина как своего любимого учителя, сумевшего привить своим уче­никам самозабвенное отношение к ис­кусству, к творчеству.

Впервые Нерода участвовал в худо­жественной выставке в 1915 году. Ему тогда было двадцать лет.

В 1917 году Георгий Нерода возвра­тился в Чернигов. Энтузиазм и роман­тика первых лет Октябрьской револю­ции захватили молодого скульптора так же, как и многих его сверстников, явив­шихся не только очевидцами, но и уча­стниками больших исторических событий. В 1918-1920 годах, с момента ус­тановления Советской власти, он был председателем черниговского губерн­ского бюро профсоюза работников ис­кусств, заведующим отделом изобрази­тельных искусств и охраны памятников черниговского Губнародобраза, работал инструктором Губсовнархоза, стремясь объединить оставшиеся частные кера­мические мастерские и организовать производство детских игрушек.

В 1920 году Георгием Васильевичем было создано первое скульптурное про­изведение, посвященное Владимиру Ильичу Ленину. Бюст вождя, выполнен­ный в бетоне и установленный в 1921 году на одной из центральных площа­дей Чернигова, явился одновременно и первым монументом Владимира Ильича Ленина на Украине.

Черниговский период деятельности молодого художника отличается боль­шой творческой активностью. В этот пе­риод  Георгий Нерода работает над скульптурными портретами русских и украинских писателей - И. Я. Франко, В. Г. Короленко, А. Г. Глебова (1917- 1919), Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстого (1919-1921). Все эти работы связаны между собой не только местом и време­нем создания, но и манерой исполнения. Автор стремился не только запечатлеть внешний облик писателей, но и раскрыть их внутренний мир. Именно к этому времени относятся первые поиски буду­щим мастером психологического порт­рета средств художественной вырази­тельности.

Характерным для этого периода (1917-1920) творчества Георгия Неро­ды представляется скульптурный порт­рет И. Я. Франко, несущий некоторый отпечаток формальных исканий и не ли­шенный элементов стилизаторства. Од­нако все детали портрета удивительно соразмерны, крепко построен обобщен­ный объем головы писателя, ясно выяв­лен и чистый контур лица. Особенно подчеркнуты высокий лоб и массивная волна волос. Порывистая, контрастная лепка четко выявляет пластику форм. Меняющееся в зависимости от освеще­ния выражение глаз то задумчивых, как бы ушедших внутрь, то остро и пыт­ливо смотрящих на зрителя, помогает раскрыть богатство внутренней жизни писателя.

Интерес к логичной конструктивно­сти скульптурной формы сохранился у Георгия Васильевича и в последующие годы, связанные с творческими искания­ми, особенно трудными в условиях вре­мени, когда заниматься портретом чуть ли не считалось зазорным, поскольку, по бытовавшему тогда мнению, портрет не давал возможности отразить современ­ную действительность. Однако именно в работе над портретом получил скульп­тор умение построить объем, выявить архитектонику и конструктивную логи­ку пластики головы или человеческого тела.

Работая в Чернигове, Георгий Ва­сильевич увлекается также искусством кукольного театра. Им были изготовле­ны очень интересные деревянные куклы, которые использовались при постановке спектаклей «Петрушка», «Красная Ша­почка», «Ревность Барбюлье» и т. д. Костюмы для кукол выполняла его же­на, Наталья Федоровна, бывшая в то время студенткой Строгановского учи­лища. В этой работе активное участие принимал художник В. В. Хвостенко. Труппа кукольного театра состояла из студийцев, которые часто выезжали в прифронтовую зону для выступлений перед бойцами Красной Армии. Позже, уже будучи в Москве, Георгий Нерода подарил свои замечательные куклы сто­личному театру кукол.

Двадцатые годы для молодой Рес­публики Советов были очень сложным и вместе с тем интересным историческим периодом, овеянным революционной ро­мантикой, насыщенным ожесточенной борьбой' нового со старым. В те годы Георгий Васильевич, как и многие моло­дые художники, связал свою творческую судьбу с деятельностью Ассоциации художников  революционной России (АХРР).

В это время Неродой были выполнены для Музея Революции в Москве бюсты Е. И. Пугачева (1926), П. И. Пе­стеля (1926), К. Ф. Рылеева (1926). Не­сколько позже скульптор работает над портретами В. Я. Брюсова, А. В. Луна­чарского, Я. М. Свердлова, И. В. Стали­на, пробует свои силы и в рельефе, вы­полнив композицию «Взятие Ростова». Последней работой, представленной на Х выставке АХРР, Георгий Васильевич не был удовлетворен, считая ее случай­ной среди его произведений. Что касает­ся портретов, то они несомненно сыгра­ли большую роль в художественном развитии скульптора.

Особое место в творчестве Г. В. Не­роды заняла работа над скульптурным портретом А. В. Луначарского (1928). Над ним художник долгое время рабо­тал с натуры. Позднее Георгий Василь­евич рассказывал: «Не могу не вспом­нить того удовлетворения, которое я получал во время сеансов, когда Анато­лий Васильевич со свойственным ему темпераментом рассказывал об искусст­ве, о планах его развития, бросая меткие замечания о наших художниках».

Образ А. В. Луначарского - мудро­го государственного деятеля, ученого, эрудита, оратора, обаятельного челове­ка нового мира - раскрыт в портрете очень цельно. На первый взгляд его ли­цо кажется бесстрастным, но стоит вгля­деться в него пристальнее, как открыва­ется сложный духовный мир этого чело­века. Ясно ощущаются его глубокий ум и наблюдательность. Таким видел и воспринимал его Георгий Васильевич. Скульптурный портрет очень понравил­ся Анатолию Васильевичу Луначарско­му, оставившему на постаменте свой автограф. В настоящее время это про­изведение мастера, отлитое в бронзе, находится в музее-квартире А. В. Луна­чарского в Москве.

Скульптурный портрет Я. М. Сверд­лова (1930) - содержательное произведение, представляющее интерес и в на­стоящее время. В нем есть и верно схва­ченное портретное сходство, и ясно вы­раженный характер, присущие лучшим работам скульптора, в которых наряду с высокими пластическими качествами достигнуты психологическая глубина и монументальная значительность худо­жественного образа. Острота характери­стики Я. М. Свердлова свидетельствует о четкой постановке скульптором твор­ческих задач. Следует сказать, что Не­рода и впоследствии не раз обращался к образу видного советского государст­венного деятеля, но все последующие варианты (выполненный в 1943 году в гипсе, а в 1957 году в мраморе) оказа­лись менее удачными, чем скульптур­ный портрет 1930 года, отлитый в брон­зе. Это произведение получило широкое общественное признание и находится в собрании Государственной Третьяков­ской галереи.

В лучших произведениях Георгий Васильевич всегда добивался оригиналь­ного, неповторимого решения художест­венного образа, отличающегося слож­ным психологическим содержанием (на­пример, в упоминавшемся портрете Я. М. Свердлова, в котором мысль и во­ля соединены с душевной мягкостью), но чаще всего скульптор стремится оп­ределить ведущую черту характера портретируемого. Так, в портрете Н. Г. Чернышевского (1956), выполнен­ном в граните, одном из самых вырази­тельных в художественном отношении скульптурных портретов выдающего­ся русского революционера-демократа, подчеркнуты прежде всего черты мыс­лителя, философа. Именно это выявле­ние основной сути личности придает особую убедительность и весомость ху­дожественным образам, созданным Не­родой. Та же целенаправленность чув­ствуется и в мраморном бюсте В. Я. Брю­сова (1955). Острый и сильный образ поэта отмечен подчеркнуто сдержанной силой духа, замкнутостью и некоторой отрешенностью одухотворенной личности. Глубина художественного образа в лучших работах Г. В. Нероды, таких, как портреты Я. М. Свердлова, В. Я. Брюсова, Н. Г. Чернышевского и других людей, оставивших о себе незабывае­мую память в истории русского револю­ционного движения и русской культуры, определяется воплощением скульпто­ром некоего этического идеала, отвеча­ющего его представлениям о настоящем Человеке, человеке с большой буквы. Поэтому задача скульптора состоит в том, чтобы показать те привлекательные, по-настоящему человеческие черты характера, которые им присущи. В каждом из них мастер искал воплощения благо­родных качеств ума и характера.

Более полувека Георгий Нерода с увлечением работал над воплощением в скульптуре образа Владимира Ильича Ленина, считая эту тему поистине неис­черпаемой.

В поисках своего оригинального ре­шения Г. В. Нерода неустанно собирал необходимый материал, который помог бы ему постичь всю глубину и мно­гогранность ленинского характера. А. В. Луначарский оказал Нероде со­действие в получении кинопленки, за­снятой при жизни Владимира Ильича. Вскоре скульптор приобрел кинопере­движку старого образца, на которой можно было прокручивать киноленты. останавливая при необходимости любой кадр, что позволяло работать над порт­ретом вождя как бы с натуры. Еще в то время, когда Георгий Васильевич лепил с натуры портрет А. В. Луначарского, он старался как можно подробнее расспро­сить наркома о Владимире Ильиче. Скульптора интересовало все: выраже­ние лица, рисунок губ, форма лба, ха­рактер походки, пропорции головы и тела. Это помогло Нероде представить себе образ человека, всегда находяще­гося в действии, внутренне напряжен­ного, страстного в своей убежденности, непримиримого к врагам революции, образ мудрого и решительного государ­ственного деятеля, отличающегося необыкновенной простотой и человеч­ностью.

Все, что было прочитано скульпто­ром о В. И. Ленине, давало возмож­ность представить грандиозный масш­таб его мышления. Внимательно про­сматривая кинокадры, запечатлевшие вождя, Георгий Нерода заметил, что черты лица Владимира Ильича очень гармоничны по своей пластике. Но как все это творчески преломить в произве­дении искусства, выразить в правдивом и убедительном художественном обра­зе? Неоценимую помощь оказали воспо­минания современников, родных и близ­ких Ленину людей, соратников, а также фотографии и рисунки художников, вы­полненные с натуры. Из множества по­лученных сведений предстояло отобрать самое значительное, самое характерное. Необходимо, чтобы все эти знания стали багажом художника, оказались пропу­щенными через призму личного виде­ния, ощущения человека. Только тогда и начинают возникать первые варианты пластического решения.

Творческая задача, стоявшая перед скульптором, еще более усложнилась после смерти Владимира Ильича. В се­редине 20-х годов и несколько позднее настойчиво звучали голоса, приэывав­шие художников при создании образа Ленина следовать не реальной действи­тельности, а идее, воспринимаемой как символ. Требования жизни оказались иными. Вскоре была создана авторитет­ная Комиссия по увековечению памяти Владимира Ильича, важнейшей задачей которой являлся контроль за тем, чтобы сохранить и передать последующим по­колениям образ Ленина неискаженным. То, к чему шел в своих творческих иска­ниях Георгий Нерода, соответствовало этому требованию. Работая над образом вождя, скульптор стремился правдиво передать внешний облик Владимира Ильича, его характер и огромный духов­ный мир. В воспоминаниях современни­ков, хорошо знавших Ленина, не раз говорилось о его особой красоте как оратора. «Весь он на кафедре - точно произведение классического искусства: все есть, и ничего лишнего, никаких ук­рашений»,- писал М. Горький в своих воспоминаниях о В. И. Ленине.

В скульптурном портрете Владими­ра Ильича, созданном Георгием Неро­дой в 1925 году, переданы внутренняя собранность, уверенность в правоте ве­ликого дела революции - черты, прида­вшие образу вождя истинную значи­тельность. Скульптор сумел раскрыть гуманизм Ленина, «самого человечного человека», «самого земного изо всех прошедших по земле людей». Нерода представил этот скульптурный бюст вождя на просмотр в Комиссию при ВЦИК по увековечению памяти В. И. Ле­нина. Бюст очень понравился А. В. Лу­начарскому, который отозвался о нем следующим образом: «Работа скульпто­ра Г. В. Нероды выполнена с большим мастерством и отличается несомненным сходством с оригиналом, на мой взгляд, она лучше тех, которые до сих пор рас­пространяются Госиздатом». После от­зыва Анатолия Васильевича Луначар­ского бюст В. И. Ленина работы Нероды был выпущен массовым тиражом для продажи его населению. В настоящее время это произведение находится в музее-квартире А. В. Луначарского.

Другое направление творческой дея­тельности Георгия Нероды связано с его работами в области монументальной скульптуры. К одним из первых боль­ших произведений монументального ис­кусства относится памятник В. И. Ле­нину, созданный в 1927-1929 годах для Ростова-на-Дону. Зрителей, стоящих пе­ред монументом, не покидает чувство, что пройдет еще одно мгновение и Вла­димир Ильич обратится к ним с пламен­ной и страстной речью. Правая его рука с открытой кверху ладонью энергично выдвинута вперед, голова чуть наклоне­на, полы пальто словно откинуты вет­ром - во всем его облике чувствуются стремительность, неудержимая кипучая энергия. В этом памятнике скульптору удалось воплотить образ вождя револю­ции, передать дух и романтику борьбы, динамичность событий Великого Октяб­ря. Эта идейная направленность свойст­венна и другим монументам Ленина, соз­данным скульптором в творческом со­дружестве с архитекторами и установ­ленным в Сызрани, Фрунзе, Перми, Бел­городе, Петропавловске и других горо­дах нашей страны.

Тридцатые годы были временем, ког­да в результате реализации первых пя­тилетних планов страна постепенно ук­репляла свое экономическое положение и могла выделять уже больше средств на развитие искусства. Последовательно воплошались в жизнь ленинские идеи, а соответственно и развивались прежде всего те виды и жанры искусства, кото­рые оказывали наибольшее воздействие на народные массы.

В области монументальной скульп­туры в 1930-е годы работали крупней­шие советские мастера изобразительно­го искусства - Н. А. Андреев, В. И. Му­хина, И. Д. Шадр, С. Д. Меркуров, М. Г. Манизер, Н. В. Томский. Активно участвовал в реализации ленинского плана монументальной пропаганды и Г. В. Нерода.

Характерным примером творчества Георгия Нероды этого периода является скульптурная группа «За власть Сове­тов» (1932), установленная в парке Центрального дома Красной Армии (ва­рианты этого произведения, различные по своему архитектурному решению, на­ходятся в Сызрани и Орске). На поста­менте - устремленные вперед фигуры красноармейца с винтовкой и шахтера с отбойным молотком. Они крепко держат древко вэметнувшегося над ними зна­мени, которое пронесут сквозь огонь ис­пытаний к окончательной Победе. У их ног - смертельно раненный красноарме­ец. Его правая рука вытянута вперед, а левая опирается на упавшую винтовку. С трудом приподнимаясь с земли и собрав последние силы, он призывает своих товарищей идти вперед. Запоминаются грубоватые, словно обветрен­ные, лица борцов революции, их руки, сжатые в огромные, тяжелые кулаки, напряженная поза, твердый и уверенный шаг. В этой скульптурной группе столько силы и энергии, столько порыва и движения, что невольно думаешь: ника­кие преграды не способны остановить этих людей. Она проникнута пафосом ре­волюционной романтики, пафосом эпохи социальных преобразований.

Своеобразными вехами дальнейшего творческого развития скульптора яви­лись произведения монументального ис­кусства, над которыми Георгий Нерода работал на протяжении длительного времени: проекты монумента Первой Конной Армии для Ворошиловграда (1934); скульптура И. В. Сталина (1935) для Парижской выставки, памятник пи­сателю М. М. Коцюбинскому для Винни­цы (1933), а также мемориальная доска­ борельеф в память о революционере И. В. Бабушкине на станции Слюдянка в Сибири (1940) и другие работы.

Таким образом, Георгий Нерода по­святил свое искусство раскрытию герои­ки нашей действительности. Его лучшие работы  -  портреты В. И. Ленина (1925),  В. Луначарского (1928), Я. М. Сверл­лова (1930), памятник В. И. Ленину в Ростове-на-Дону (1929) возвестили о появлении крупного мастера советской скульптуры.

Вся творческая деятельность Геор­гия Нероды неотделима от жизни Роди­ны. Он неизменно радовался достиже­ниям своей страны, гордился ее мощью. А когда наступили тяжелые дни войны, скульптор обратился с просьбой напра­вить его на фронт. В 1942-1943 годах Нерода находился на Северо-Западном и Юго-Западном фронтах в качестве во­енного художника, где создал яркую га­лерею скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны, среди котopыx портреты полковников Зеленкова и Котцова, снайпера Савченко и другие. Все эти работы выполнялись в боевой обстановке. Так, пробравшись на передовую, где находился в секрете снайпер Савченко, Георгий Нерода наблюдал за своим героем, делал зарисовки, лепил этюды с натуры. В подобных условиях выполнялись и портреты Зеленкова и Котцова. Герои работ художника - за­каленные бойцы, не раз смотревшие смерти в лицо, люди самоотверженные и решительные, наводившие страх на врагов отчаянной смелостью. В скульп­турных портретах героев Георгий Неро­да раскрывает их духовную красоту, му­жество и отвагу, беззаветную предан­ность Родине.

В суровые годы войны скульптор ак­тивно работал и в армейских газетах. Часто бывал на фронтах, сделал множе­ство военных зарисовок, которые позже пригодились ему при работе над круп­ными архитектурно-монументальными комплексами.

В послевоенные годы Георгий Ва­сильевич выступает уже как сложив­шийся мастер. Это был сложный период в советском искусстве. С одной стороны, расширялся круг задач, которые выдви­гались перед художниками, а с другой­ в некоторых произведениях изобрази­тельного искусства проявлялись черты штампа, холодности, ложной героизации образов. Основу творчества Нероды этого времени составляет портретное ис­кусство. Для периода 1940, начала 1950-x годов портрет был одним из ве­дущих жанров советской скульптуры. Несмотря на то, что в монументальной пластике в это время работали крупные мастера, создавшие ряд интересных па­мятников, творческие поиски шли глав­ным образом в области станковой скульптуры.

Новые черты появляются в портре­тах, созданных Георгием Неродой в эти годы. Это портреты А. Н. Радищева (1949), Н. Г. Чернышевского (1948), В. Я. Брюсова (1955), А. С. Пушкина (1949), И. В. Сталина (1946), К М. Фе­дорова (1947), В. В. Куйбышева (1958) и другие. В них скульптор проявил боль­шое мастерство психологической характеристики человека. Кроме того, в этих работах ощущается стремление скульп­тора к созданию обобщенного портретно­го образа.

Стремление раскрыть духовный об­лик человека, выразить волнующие его мысли характерно для многих произве­дений Нероды. В них всегда выражены чувства и настроения, волнующие само­го художника, раскрыто его понимание глубины и возвышенности духовного мира человека. Это творческое кредо скульптора ярко и концентрированно выражено в портрете А. С. Пушкина, над которым Нерода работал с большим увлечением. Образ великого русского поэта вдохновлял многих советских скульпторов, каждый из которых ста­рался открыть своего Пушкина. В порт­рете Пушкина работы Нероды чувству­ются озаренность, страстный порыв творческого вдохновения. Мягкая прядь волос живописно обрамляет лицо поэта. Главным акцентом в портрете являются глаза. Они сразу же приковывают к себе внимание зрителей. Четкая, мягкая пла­стика, выявляющая красивое, умное ли­цо, усиливает настроение, выраженное в портрете. По силе образной характе­ристики, по остроте в передаче глубоких человеческих чувств, по высокому мас­терству пластического исполнения порт­рет Пушкина - одно из самых проникновенных произведений Нероды.

Интересной представляется и интер­претация художником образа В. В. Куй­бышева. Будучи одной из значительных, великолепных по пластике работ Геор­гия Нероды, портрет относится к числу лучших изображений В. В. Куйбышева. В этом произведении скульптор стре­мился передать представление о выда­ющемся революционере, крупном поли­тическом деятеле. Большой выразитель­ный лоб, мягкие, строгие черты лица, прямой светлый взгляд раскрывают пе­ред зрителем неповторимую индивиду­альность человека. Жена Валериана Владимировича, Елена Куйбышева, в восторге писала Георгию Нероле: «Смотрела на Валериана и чувствовала его живого, лучезарного. Глаза, улыбка, лоб, губы - родные, близкие, любимые. Геор­гий Васильевич! Вы очень хорошо пере­дали образ Валериана Владимировича, за что приношу Вам глубокую благо­дарность».

С большим темпераментом Нерода вылепил с натуры портрет К. М. Федо­рова, личного секретаря Н. Г. Черны­шевского. В этом произведении также большую роль играет живописность леп­ки, создающей своеобразное движение светотени, которая придает лицу удиви­тельную живость выражения. Подчерк­нув характерность индивидуальных черт модели, скульптор создал изображение умудренного жизненным опытом чело­века с богатым и сложным внутренним миром.

Новые черты в портретных работах Георгия Нероды непосредственно связа­ны и с их новым назначением. Нередко, как по содержанию, так и по форме, они приближаются к произведениям мону­ментальной скульптуры. Здесь прежде всего следует иметь в виду памятник­бюст К. Маркса (1949) в городе Рамен­ском, а также аналогичный по типу па­мятник дважды Герою Советского Сою­за М. Г. Степанищеву (1948), установ­ленный на родине героя в Орле.

В общем русле творческих исканий Г. В. Нероды важное место занимает работа над образом Серго Орджоникид­зе. В одном из лучших скульптурных портретов Г. К. Орджоникидзе (1946) мастер стремился достигнуть остроты характеристики, тщательно прорабаты­вая форму головы, лба, рисунок бровей, глаз, прически. Тонко моделированная, пластически выразительная голова словно выступает из мраморного блока с грубыми сколами камня. В этом про­изведении чувствуется увлеченность скульптора, любующегося варазитель­ностью модели, но поиски живописной лепки не помешали решению художест­венно-образных задач. В портрете Серго Орджоникидзе переданы и благородство натуры человека, и напряженность мыс­ли, и горение сильного духа. Здесь пред­стает светлый и чистый образ крупного политического деятеля, человека непре­клонной воли и возвышенных помыслов.

1950 - 1970-е годы в творчестве Г. В. Нероды являются временем созда­ния наиболее значительных произведе­ний монументального искусства, к числу которых относится памятник Г. К. Орд­жоникидзе в Кисловодске (1952, архи­тектор Я. Ю. Брансбург), одно из твор­ческих достижений мастера. Нерода изобразил Орджоникидзе того времени, когда он был во главе тяжелой промыш­ленности, являясь яркой фигурой, кон­центрирующей в себе высокие нравственные качества социалистического об­щества, и вместе с тем по своему харак­теру необычайно простым, скромным и человечным. Скульптор добился орга­ничного сочетания простоты и монумен­тальной значительности образа.

Известно, что Орджоникидзе был не­высокого роста, имел плотную, корена­стую фигуру. Но Нерода не пошел по пути точного копирования внешнего об­лика. Он делает фигуру немного строй­нее и достигает большой выразительно­сти. В статуе Орджоникидзе чувствуют­ся свобода, большая внутренняя сила, обаяние энергичного, живого человека. Выразителен силуэт статуи. Привлекает внимание энергичный мотив движения, в котором участвует вся фигура и кото­рому как нельзя лучше соответствует волевой открытый жест протянутой впе­ред, раскрытой ладонью кверху правой руки. В этом жесте Орджоникидзе, в его решительном шаге, в чертах открытого лица получила воплощение вся его дея­тельная натура политического организа­тора. Разворот фигуры, ее поза, жест построены так, что кажется они вот-вот изменятся. В результате этого создается впечатление продолжающегося движе­ния, его постепенно доразвития в прост­ранстве.

Памятник Орджоникидзе рассчитан на восприятие с разных точек и расстояний. Снизу к нему ведет большая парад­ная лестница, поднимаясь по которой можно видеть выразительную фигуру Серго Орджоникидзе, рисующуюся на фоне голубого неба. Ее силуэт всегда ясно читается, раскрывая новые аспекты.

Авторам монумента удалось добить­ся гармонического сочетания скульптур­ных и архитектурных форм.

Вместе с приобретением творческого опыта углублялись теоретические взгля­ды Георгия Васильевича в области мо­нументального искусства. В его краткой автобиографии можно найти на этот счет ряд в высшей степени интересных заме­чаний. Вот, например, одно из них: «Во­преки укоренившемуся и сейчас дейст­вующему представлению, что воздух съедает скульптуру, я убедился в обрат­ном. Скульптура, будучи проецирована на фоне неба, увеличивается. Отсюда иные моменты построения скульптур, которые проецируются на фоне зданий и зелени... Я также установил для себя основные законы композиционного по­строения и окончательно убедился в на­ивности крепко укоренившегося и сей­час мнения о необходимости ставить объемную скульптуру с учетом ракур­сов».

Смысл высказываний Нероды заклю­чается в том, что в случаях постановки фигуры на большой высоте стремление скульпторов удлинить голову, руки и т. п. для корректировки перспективных сокращений не очень обоснованно. Геор­гий Васильевич считает, что этого де­лать не следует, и на примере памятника Г. К. Орджоникидзе, а также последую­щих монументов доказывает, что естест­венное сокращение в перспективе от­дельных объемов или частей статуи пре­доставляет возможность более сильного эмоционального воздействия на зрите­ля, чем в случае искусственного измене­ния формы. Особенно наглядно это проявляется при фото- и киносъемке эффектных ракурсов.

Наряду с памятником Г. К. Орджо­никидзе Георгием Неродой были созданы интересные скульптурные работы в период строительства высотного здания Московского университета. Он выпол­нил бюсты Н. Г. Чернышевского (1953) и академика И. М. Губкина (1951). В 1955 году была завершена кованная из меди пятиметровая статуя В. И. Ленина для Дома правительства в Ашхабаде. Очень требовательно к этой работе от­несся Георгий Васильевич и на заверша­ющем этапе. То, что в гипсе казалось законченным, заставляло вновь заду­маться, когда фигура была переведена в материал. Хотя практически какие-ли­бо изменения были крайне затруднены, Георгий Васильевич на протяжении мно­гих дней вносил поправки по тем част­ным моментам, которые, как ему каза­лось, были еще не вполне удовлетвори­тельны. Этот факт свидетельствует об отношении художника к своему труду, а результат позволяет говорить о новой творческой удаче скульптора.

Параллельно с большой и напряжен­ной творческой работой Нерода много путешествует, изучает работы старых мастеров. В 1956 году скульптор совер­шил путешествие по Италии, Греции, Франции и Голландии. Его покоряет красота памятников античной и визан­тийской архитектуры, восхищают произ­ведения мастеров итальянского Возрож­дения. Поездка дала возможность по­знакомиться также с творчеством совре­менных художников разных направле­ний, еще более укрепив позиции скульп­тора, придерживающегося принципов реалистического искусства.

После возвращения на Родину Геор­гий Нерода снова обращается к любимо­му жанру - портрету. В работах этого времени: портретах В. Я. Брюсова (1955), Н. Г. Чернышевского (1956), В. В. Куйбышева (1958) и К. Маркса (1956) - обнаруживается своеобразный синтез его художественных поисков и большого творческого опыта. Здесь Ге­оргий Васильевич Нерода уже в полной мере проявляет себя как выдающийся мастер, обладающий и глубоким пониманием задач скульптуры, и чувством большой пластической формы.

Бюст Н. Е. Жуковского (1960) вы­полнен в граните и установлен в Москве около Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского (арх. И. Г. Француз). Около двух лет трудился Георгий Васильевич над образом «отца русской авиации». В процессе работы ему пришлось тщательно изучать мате­риалы и документы, связанные с жизнью и деятельностью Н. Е. Жуковского, зна­комиться с фотографиями различных лет. Большую помощь на подготови­тельном этапе работы ему оказали уче­ники Н. Е. Жуковского Г. М. Мусинянц и Г. Х. Сабинин. Они рассказали много интересного о своем учителе, показали редкие фотографии. Все это в значитель­ной мере облегчило работу. Композиция скульптуры сложилась быстро. Голова ученого как бы появляется из грубо об­работанной глыбы гранита. Широкий открытый лоб, чуть приподнятые брови, словно устремленный в будущее взгляд. «Мне хотелось передать не только порт­ретное сходство, но и огромный талант, постоянные искания великого русского ученого, его взгляд в будущее, уверен­ность в техническом прогрессе нашей Родины»,- вспоминал Г. В. Нерода.

Во второй половине пятидесятых го­дов одной из задач советского монумен­тального искусства становится создание памятников, посвященных крупнейшим событиям в истории нашего государство. Откликаясь на требование времени, Не­рода стремится создать образ большого символического звучания.

Как и многим людям, пережившим тяжелые годы войны, Георгию Нероде не дают покоя воспоминания. Обратив­шись к военной теме, скульптор создал очень интересный монумент Славы (1959) в Белгороде.

Страшные преступления совершили гитлеровские захватчики в Белгороде. Когда в августе 1943 года советские вой­ска освободили город, в нем оказалось лишь сто пятьдесят жителей, остальные были либо убиты фашистами, либо уг­наны в рабство. Тысячи отважных советских патриотов пали в схватке с вра­гом. В память о героях гражданской и Отечественной войн в сквере на проспек­те Ленина и воздвигнут архитектурно­-скульптурный ансамбль, посвященный мужеству и отваге белгородцев в годы тяжелых испытаний.

Могила павших воинов выполнена из черного полированного гранита с белы­ми плитами по бокам. На них - имена героев, отдавших жизнь в боях за Роди­ну. Перед могилой горит Вечный огонь. Он освещает скульптурную группу - ­склоненные фигуры женщины-матери и юноши-подростка. На переднем плане­ два белых борельефа из песчаника вы­сотой в четыре метра. На них изображе­ны воин и рабочий с приспущенными знаменами. Очень удачно скульптором решен образ женщины-матери с печаль­ным немолодым лицом и скорбными гла­зами, как бы смотрящими вниз, на мо­гилу героев. Легкий наклон головы, дви­жение рук придают образу матери есте­ственность, он покоряет правдивостью чувств, которые переданы с впечатляю­щей силой.

Создавая большие монументальные произведения на темы Великой Отечест­венной войны, Нерода продолжает с ув­лечением работать над развитием Лени­нианы. В работе над скульптурными изо­бражениями В. И. Ленина большую трудность представляют поиски компо­зиций, имеющих обобщенно-символиче­ский характер. Разработать глубокую психологическую характеристику обра­за, захватить внимание зрителя, заста­вить его воспринять обаяние и силу ленинского характера - вот к чему стре­мится скульптор.

Начиная с шестидесятых годов Г. В. Нерода вместе с сыном Юрием Ге­оргиевичем, также известным скульпто­ром, особенно активно работает над со­зданием ленинского образа Эту задачу оба скульп­тора решали и в работе, представленной на Всесоюзный конкурс заказных проектов памятника В. И. Ленину для Московского Кремля (архитекторы М. П. Бубнов и В. В. Лазарев), органи­зованный в 1966 году Министерством культуры СССР.

Проект памятника, разделивший по итогам первого тура конкурса первое­ - шестое места, привлек внимание зрите­лей человечностью и глубиной образа вождя. В обоих вариантах конкурсного проекта, представленных авторским коллективом для разных участков раз­мещения монумента, наибольшая выра­зительность была достигнута в ленин­ском портрете. Среди опубликованных в печати отзывов о выставке в Мане­же конкурсных проектов памятников Ленину в Кремле можно было прочи­тать, что особенно хорош фрагмент скульптуры Г. В. и Ю. Г. Нерода, вы­полненный в материале, что из проектов у них, пожалуй, наиболее выразительный образ, а архитекторы М. П. Бубнов и В. В. Лазарев сумели ясно решить ар­хитектурную основу монумента.

Сложные задачи решались и в скульптурном портрете Владимира Иль­ича (1967), представленном на Всесоюз­ный открытый конкурс на лучший порт­рет В. И. Ленина, который по решению жюри получил первую премию, а также в ленинском портрете (1961), выполнен­ном из пенопласта для Советской торго­во-промышленной выставки в Лондоне. и в памятнике В. И. Ленину, сооружен­ном в столице Бурятии Улан-Удэ (1971) в честь 54-й годовщины Великого Ок­тября. Это произведение искусства яви­лось результатом совместного творчес­кого труда двух мастеров, двух вая­телей - отца и сына, Георгия и Юрия Нерода. «Так издревле бытовало на Ру­си - гигантские задачи осуществляли вместе старый и молодой. Старый, на глазах у которого шагала эпоха, и моло­дой, остро ощущающий время»,- писа­ла А. Пистунова.

Создавая образ Ильича, авторы спе­циально ограничились изображением лишь одной его головы, сосредоточив на ней все внимание. Скульпторы стреми­лись в образе символического звучания выразить волю, ум, внутреннюю актив­ность вождя революции. Величественно выглядит скульптурная бронзовая голо­ва Владимира Ильича на полированном гранитном постаменте.

Памятник воспринимается как сим­вол, организующая идея, чему способст­вуют пластические достоинства скульптуры и пространственное решение пло­щади, способной вместить большое количество людей.

Архитектурная композиция, включа­ющая памятник в городскую среду, с оригинально задуманными подходами к нему и возможностью осмотра с боль­шого расстояния обогатила центр города (архитектор А. Н. Душкин). Создание монумента потребовало решения слож­ных художественных, градостроитель­ных и инженерных задач. Памятник В. И. Ленину в Улан-Удэ получил за­служенное признание общественности, а авторам было присвоено почетное зва­ние заслуженных деятелей искусств Бу­рятской АССР.

Одной из крупных работ Георгия Не­роды, выполненных совместно с сыном, является монументальный скульптурный портрет В. И. Ленина, установленный в зале Кремлевского Дворца съездов накануне торжественного заседания, по­священного 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Порт­рет В. И. Ленина очень прост, лакони­чен по композиции, он привлекает к себе внутренней глубиной образной характе­ристики.

В конце 60-х годов в монументаль­ном творчестве Г. В. Нероды наступает очень активный период. В течение пят­надцати лет скульпторам были выпол­нены лучшие его монументальные про­изведения: конкурсный проект мемори­ального комплекса-памятника «Героям Перекопа» (1969), памятник героям-мо­рякам, защитникам Советского Запо­лярья (1973), монумент Победы в 'Нов­городе (1974), монумент, посвященный рабочему классу (1978), в Москве.

Стремление, к расширению тематиче­ского и жанрового диапазона художест­венных произведений, отражающих важ­нейшие идеи и события нашей эпохи, всегда была характерно для развития советского искусства, В этот период со­здавались крупные архитектурно-скульптурные комплексы, появлялись различ­ные монументальные работы, подчас бо­лее скромные, на по-своему впечатляю­щие. К таким произведениям ,относится и, созданный, в творческом содружестве, с архитектором В. В, Лаза­ревым проект монумента «Пионерам освоения Колымы и Чукотки» для Ма­гадана (1968). Принимая этот интерес­ный проект, Художественно-экспертный совет Московского отделения Худфонда РСФСР единодушно отметил высокий художественный уровень представленной авторами работы. Монумент высо­той около 9 метров из, высокопрочного цветного бетона предполагалась соору­дить на проспекте К. Маркса в Магада­не на средства, собранные трудящимися Магаданской области.

Созвучие современному духовному развитию общества особенно ощутимо в произведениях  Г. В. Нероды, посвя­щенных Великой Отечественной войне. Это, по-видимому, не случайно. Героиче­ская борьба с фашизмом по-новому рас­крыла многие качества людей, которые и сегодня осознаются как живые и близ­кие. Именно таким - сильным, стойким, бесстрашным, знает советского матроса мир, он заслужил великое права оли­цетворять силу, славу и доблесть советского флота. В честь советского матроса и был возведен памятник «Героям-моря­кам» (1973) на Приморской площа­ди Североморска. Монумент увекове­чивает светлую память тех, кто. мужест­венно сражался с ненавистным врагам, отдал свои жизни в борьбе за честь, свободу и независимость Родины. Величественная фигура матроса с автоматом в руках, вознесенная на пьедестал, изображающий  рубку подводной лодки, олицетворяет собой мужество, доблесть и отвагу воинов-североморцев. Прекрасно лица моряка, с ясным, реши­тельным взглядом и каким-то особым спокойствием, гордым осознанием свое­го высокого долга.

Моряк, стоит твердо, чутъ подавшись вперед навстречу морю. Кажется, что сильный ветер колышет ленты беско­зырки. В пластическом решении памят­ника автором найдена точная мера обоб­щения. Здесь нет мелких деталей и под­робной проработки поверхностей. Глав­ное внимание уделено выразительности силуэта, достижению, напряженности крупных форм монолитной фигуры вои­на. В характере лепки лица моряка и в свободно облегающей фигуру одежде чувствуются текучесть, упругая сила ме­талла. Величественный, полный героиз­ма, воистину народный образ советского матроса запечатлен в этой композиции.

Большая площадь, на которой раз­мещается монумент, представляет воз­можность организовать свободный обход вокруг памятника, а также создает хорошие условия для восприятия его с близкого расстояния. Два барельефа на боковых сторонах постамента, посвя­щенных героическим подвигам в годы Отечественной войны, выполнены Ю.Г. Неродой.

Открытие памятника героям-севе­роморцам была приурочена к праздно­ванию сорокалетия Краснознаменного Северного Флата (1973). У монумента через каждые 30 минут звучит любимая мелодия североморцев - песня компо­зитора Е. Э. Жарковского на слова М. Рейтмана «Прощайте, скалистые го­ры...».

«В седом Заполярье,

Где берег скалистый

Серебряным мохом оброс,

Стоит на утесе

Могучий, плечистый,

Бессмертный, как море...

Бессмертный, как море, матрос.»

Скульптурный монумент всегда будет напоминать воинам флота о высо­ком патриотическом долге, героических подвигах, воспитывая мужество и отва­гу в сердцах молодых воинов.

Памятник    героям-североморцам - результат многолетнего труда мастера, опиравшегося в этой работе на весь свой громадный творческий опыт. С большой убедительностью еще раз продемонст­рировал Нерода неувядаемое мастерст­во, свободное владение пластической формой, умение найти изобразительные средства, с наибольшей полнотой рас­крывающие патриотические чувства всех советских людей. В 1974 году за это произведение Г. В. Нероде и архитекто­ру А. Н. Душкину была присуждена се­ребряная медаль имени М. Б. Грекова.

Большой труд вложил скульптор в создание монумента Победы в честь 30-летия освобождения Новгорода от фа­шистских захватчиков.

Гитлеровцы, оккупировавшие Новго­род, считали его важным стратегическим пунктом. Они превратили памятники зодчества в руины, опустошили и раз­грабили город. Справедливое возмездие ждало их. Войска Волховского фронта в январе 1944 года освободили Новго­род. Жизнь возвратилась на волховские берега. Новгород был возрожден, он стал во много раз величественнее и бла­гоустроеннее, чем был до войны.

Своеобразным символом многовеко­вых ратных подвигов новгородцев, их созидательного труда, героизма, прояв­ленного в период Великой Отечественной войны, стал монумент Победы. Памят­ник, установленный на Екатерининской горке, очень тактично связан со стенами и башнями южной части Новгородского кремля, с окружающей местностью. Мо­нумент Победы хорошо просматривает­ся со стороны набережных, моста через Волхов.

«Авторам монумента - народному художнику РСФСР, члену-корреспон­денту Академии художеств СССР Г. В. Нероде, скульптору А. П. Филипповой, архитекторам лауреату Государственных премий СССР, заслуженному деятелю искусств Мордовской и Бурятской АССР А. Н. Душкину и А. И. Сайковскому ­удалось придать его композиции боль­шую выразительность. В живых обоб­щенных линиях, ясных и простых фор­мах, мужественном ритме, слитности с русским пейзажем обнаруживается по­пытка продолжать лучшие традиции ис­кусства прошлого. Новый монумент ор­ганично вписался в сложившуюся среду. В нем есть какая-то неповторимая сила, суровая мужественность», -  отмечал критик В. П. Степанов в статье о мону­менте Победы.

Скульптор всегда стремился не к на­туралистической достоверности, а к под­линной художественной правде. Основ­ная творческая цель авторов монумента заключается в убедительном выражении идеи торжества народа-победителя над темными силами фашизма. Из-за необ­ходимости отдать приоритет силуэту, что диктовалось постановкой памятника в пойме реки Волхов, в него введена конная скульптура всадника-воина с ме­чом в правой руке.

Молодой воин-новгородец на несу­щемся коне предстает перед зрителями во всей своей непобедимой мощи. Лицо всадника, с крупными чертами лица и высоким чистым лбом полно сдержан­ной силы движение и внутренняя на­пряженность слиты здесь в едином мо­нументальном образе. Мужественный всадник властным и спокойным жестом словно утверждает радость Победы. Сочетание противоположных начал, бурной динамики и величественного спокойствия наполняет произведение монументального искусства большой внутренней силой. Важной деталью скульптурной композиции является так­же разрубленный, разрушенный сим­вол - попираемая всадником фашист­ская свастика, олицетворяющая тему разгрома темных сил.

На слегка сужающейся кверху баш­не установлено изображение ладьи нов­городцев, оснащенной пиками, секира­ми, щитами, знаменами. Главный прапор на основной мачте ладьи воспроизводит силуэт ордена Победы со светящимися лучами рубинового цвета. Надолго приковывают к себе внимание зрителей многофигурные композиции бронзовых рельефов, отражающих конкретные ге­роические события из жизни Новгорода.

На рельефе первого яруса башни изображены новгородские мореходы, за­каленные в плаваниях первопроходцы, боевой и предприимчивый народ. На расположенном с другой стороны башни рельефе изображены боевые дружины новгородцев. Один из рельефов второго яруса посвящен героическим советским танкистам, отличившимся в битве за Новгород. Другой - изображает группу отважных партизан, сыгравших боль­шую роль в освобождении новгородской земли. На рельефе третьего яруса ото­бражены героические действия совет­ских летчиков. Этот композиционный прием позволил авторам монумента организовать большой изобразительный материал, отражающий как историю древнего Новгорода, так и события Ве­ликой Отечественной войны.

Лишенные украшений стены Новго­родского кремля, крупные архитектур­ные формы его башен, их четкие силуэ­ты и силуэтно воспринимаемая архитек­турно-скульптурная композиция с ее лаконичными обобщенными формами образуют единый ансамбль, создание которого является несомненным творче­ским достижением.

Не только героизм, проявленный в годы войны, привлекает внимание скульптора. Его стремление создать обобщенный образ современника отчетливо проявилось при обращении Геор­гия Васильевича к теме труда, к образу современного рабочего. Поэтическое со­держание труда рабочего человека, его романтическую красоту художник рас­крыл в монументе «Рабочий» (1978), установленном в Москве, на углу шоссе Энтузиастов и улицы Буденного. Фигура рабочего, отлитая в бронзе, вылеплена крупно и мощно, обобщенно, плотными массами. Рабочая одежда туго охватывает тело, подчеркивая цель­ные, точно литые формы. Здесь нет ни­чего случайного, неточного или прибли­зительного. В быстром и уверенном дви­жении рабочего ощущаются напряжение и стремительный ритм современного производства. Очень выразителен силу­эт монумента. В этом произведении соз­дан собирательный образ героя нашего времени. Это - олицетворение духовно­го богатства современного рабочего, человека высокой нравственности. Скульптор показал красоту и величие советского человека-труженика, раскрыл пафос его гордого самоутверждения в мире, его трудовой энтузиазм.

В последние годы Г.В. Нерода увле­ченно работал над созданием большого мемориального ансамбля, посвященного памяти героев, участвовавших в боях на Перекопе. Он всегда с большим трепе­том и волнением касался темы револю­ции, темы борьбы с ее врагами. Перед скульптором возникла сложная задача­ отразить в художественном образе связь исторических событий, поэтически выра­зить героический патриотизм советских людей в годы гражданской Великой Отечественной войн. Мемориальный комплекс-памятник «Героям Перекопа» разрабатывался на основе конкурсного проекта, занявшего первое место на Всесоюзном конкурсе заказных проектов в 1969 году (авторы Г. В. Нерода и архи­тектор В. В. Лазарев). Первая очередь строительства мемо­риального комплекса предполагает со­оружение площади Славы, в ансамбль которой входит l5-метровая конная скульптурная группа, символизирую­щая героизм в ожесточенной схватке с врагом, победу первого в мире государ­ства рабочих и крестьян, и 55-метровый обелиск воинской доблести из трех шты­ков, двух трехгранных и одного ножево­го. Вблизи обелиска будет размещен Вечный огонь. Героические события Ве­ликой Отечественной войны будут отра­жены в рельефах на наклонных стелах.

Опираясь на конкретный историчес­кий материал, Г. В. Нерода в своих ра­ботах поднимается до глубоких фило­софских обобщений. В его творчестве отчетливо проступают гуманистические основы, любовь к человеку, вера в могу­щество человеческого разума. Эти чер­ты раскрываются в проекте памятника Н. Г. Чернышевскому для Москвы (1979, совместно с Ю.Г. Неродой), представ­ленном на Всесоюзный закрытый кон­курс и являющемся одной из его самых последних работ. В этой скульптурной композиции ее авторы находят своеоб­разное выражение человеческой индиви­дуальности, идущее от глубинного по­стижения образа.

Художники изображают Чернышев­ского сидящим. С особой тонкостью они показывают сильную, волевую личность писателя - революционного демократа, его большую духовную энергию, устрем­ленный вдаль взгляд, показывают одно­го из самых выдающихся умов своего времени, человека, на долю которого выпали тяжелые испытания. Скульпто­ры изображают писателя размышляю­щим о нескончаемых людских страдани­ях, о судьбе России.

Творческие интересы Георгия Ва­сильевича Нероды многогранны. Так для фронтона Челябинского театра опе­ры и балета в 1953 году им исполнена аллегорическая фигура «Музыка», В 1973 году совместно с Ю.Г. Неродой им создана монументально-декоративная композиция «Искусство и народ» для украшения фасада Алтайского краевого драматического театра в Барнауле. С увлечением работал Г. В. Нерода и в пластике малых форм. В разных техни­ках им выполнены скульптуры камерно­го характера: «Подруги» (майолика, 1931), «Рыбак» (майолика, 1933), «Кол­хозницы» (майолика, 1930-е гг.), «Плов­чиха» (бронза, 1935), «Авиамоделист» (бронза, 1934), «Девушка под парусом» (фаянс, 1939), «На катке» (фарфор, 1957) и другие работы.

В работе над произведениями мону­ментальной скульптуры Нерода сотруд­ничал с архитекторами Н.П. Куренным, Я.Ю. Брансбургом, И.Г. Французом, А.Н. Душкиным, В.А. Петербуржце­вым, М.П. Бубновым, В.В. Лазаревым, АИ. Сайковским, Р.Р. Кликсом.

Народный художник РСФСР, член­-корреспондент Академии художеств СССР, выдающийся советский мастер скульптуры Георгий Васильевич Нерода прошел славный творческий и жизнен­ный путь. В своих произведениях он всегда стремился воплотить прогрессивные идеи эпохи, передать свои мысли в яркой и лаконичной пластической фор­ме. Главным в жизни большого мастера советского изобразительного искусства всегда являлся напряженный творче­ский труд. Он любил повторять слова Валерия Брюсова: «Нельзя научиться быть художником, это дар природный, но нельзя быть совершенным художни­ком не учась». Георгий Васильевич пришел к вершинам мастерства, достиг­нув в лучших своих произведениях высо­кой идейности и глубины замысла, прав­дивости и художественной убедительно­сти, пластической завершенности соз­данного образа, отстаивая свою творче­скую и гражданскую позицию художни­ка - гражданина.

Произведения искусства Георгия Не­роды, отмеченные высоким художест­венным мастерством, получили самое широкое общественное признание. «Соз­данные памятники и монументальные портретные образы основателей нашей партии и государства, выдающихся представителей русской и советской культуры (памятник Серго Орджони­кидзе, скульптурные портреты Н. Г. Чернышевского, Н. Е. Жуковского и других) ,- отмечает лауреат Ленин­ской и Государственной премий СССР, народный художник СССР академик А.П. Кибальников,- являются боль­шим вкладом в советское изобразитель­ное искусство. Его искусство, рожденное талантом, полное больших и глубоких мыслей, является духовным достоянием будущих поколений». «Георгий Василь­евич,- пишет о Нероде лауреат Ленин­ской и Государственной премий СССР, народный художник СССР академик Л. Е. Кербель,- подлинно советский, подлинно народный художник Совет­ского Союза, он в одном ряду с титана­ми советского монументального искусст­ва, такими, как Андреев, Шадр, Мерку­ров, Мухина, Томский, Вучетич».

В истории советского изобразитель­ного искусства Георгию Васильевичу Нероде по праву принадлежит почетное место.