Материал взят из книги «Г.В. Нерода». Автор Сайковский А.И.,
издательство «Изобразительное искусство», Москва, 1985 г.
Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Георгий Васильевич Нерода - один из представителей старшего поколения советских скульпторов, начавших свой творческий путь еще до Великой Октябрьской социалистической революции. Многогранно художественное наследие выдающегося мастера, в творчестве которого отразилась целая эпоха, насыщенная большими историческими событиями. Его творческая биография неразрывно связана с героической биографией страны, неотделима от судьбы советского народа. В высоком смысле слова он был патриотом и гражданином, поистине народным художником.
В произведениях искусства Георгия Нероды нашли отклик романтика смелых поисков и творческих исканий первых послереволюционных лет, героизм, проявленный на фронтах гражданской войны, и массовый трудовой энтузиазм ударных лет пятилеток, а также мужество и отвага героических защитников Родины в суровые годы Великой Отечественной войны.
В художественной деятельности Георгия Нероды нетрудно обнаружить пристрастие к отдельным областям изобразительного искусства. Можно выделить два основных направления его творческих поисков. Так, многие годы Георгий Васильевич с большим увлечением работал в жанре портрета и в области монументальной скульптуры, где проявилось его тонкое понимание архитектоники создаваемых пластических композиций. К числу самых крупных заслуг признанного мастера относится значительный вклад в создание Ленинианы.
Одним из первых ленинских монументов на Украине явился выполненный Георгием Неродой бюст В. И. Ленина, установленный в 1921 году в Чернигове на площади Диктатуры пролетариата (ныне территория парка культуры и отдыха имени М. М. Коцюбинского). Скульптурный портрет Владимира Ильича, созданный Г. В. Неродой в 1925 году, получил самую высокую оценку А. В. Луначарского, отметившего большое мастерство скульптора и утверждавшего, что эта работа лучше тех, которые до сих пор издаются Госиздатом. Более сорока лет спустя в творческом соревновании советских мастеров изобразительного искусства Георгий Васильевич вновь подтвердил свое первенство среди скульпторов, плодотворно работавших над созданием образа великого вождя. Первой премией на Всесоюзном конкурсе на лучший портрет В. И. Ленина в 1967 году было отмечено произведение, исполненное им совместно с сыном Юрием Георгиевичем.
Верность ленинской теме в искусстве Георгий Нерода сохранял на протяжении всей своей творческой деятельности. Наряду с этим художником созданы многочисленные скульптурные портреты, памятники выдающимся деятелям Советского государства, крупнейшим деятелям литературы и искусства, ученым, а также монументы, посвященные событиям гражданской и Великой Отечественной войн.
Говоря о жизни и творчестве Георгия Васильевича Нероды, нельзя не отметить существенные особенности, характеризующие его творческий путь. Прежде всего это удивительная целостность художественного восприятия мира, ясность и последовательность в выражении своей творческой и гражданской позиций. И как следствие этого - его активная деятельность на различных этапах развития советского искусства. Созданные Георгием Неродой произведения всегда отличались высокой идейностью, стремлением отразить в скульптуре духовный мир современников. Активная позиция художника-гражданина проявилась и в создании целой серии сатирических скульптурных портретов белогвардейских генералов, использованной при съемке художественного фильма «Первая Конная».
Георгий Васильевич принадлежал к числу тех счастливых людей, которые сразу к себе располагают. В самом его облике было нечто притягательное. Все, кому приходилось общаться с ним, неизменно проникались чувствами симпатии и дружбы к этому наредкость доброжелательному, открытому и приветливому человеку.
Творческая жизнь Георгия Нероды была наполнена многими весьма разнообразными событиями. Он родился в 1895 году в Чернигове. В годы учебы он любил рисовать и лепить из глины. После завершения классического образования в 1913 году Георгий Нерода приезжает в Москву, где, по существу не имея профессиональной подготовки, успешно выдерживает вступительные экзамены и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После занятий одновременно на скульптурном и архитектурном отделениях Георгий Нерода остановил свой выбор на профессии скульптора. Полученное в те годы широкое художественное образование помогло ему в дальнейшем свободно ориентироваться в сложных проблемах синтеза искусств - архитектуры, скульптуры и живописи, добиваться органичности композиционных решений.
Скульптурным классом в то время руководил профессор С. М. Волнухин, в мастерской которого царила творческая атмосфера, очень благоприятная для воспитания художника. Волнухин прежде всего стремился раскрыть в учениках их природное дарование, развить самостоятельность в решении творческих задач. Он способствовал распространению в училище новых художественных веяний. Это получило выражение как в методике преподавания, так и в самом понимании задач пластического искусства. Много внимания уделялось работе над эскизами на свободно выбранные темы. Волнухин постоянно поощрял своих учеников к поиску новых форм, средств художественной выразительности, способов обработки скульптурного материала. Неудивительно поэтому, что из мастерской С. М. Волнухина вышла целая плеяда замечательных скульпторов, занявших видное место в истории русской и советской художественной культуры, как, например, А. С. Голубкина, Н. А. Андреев, С. Т. Коненков. Георгий Васильевич вспоминал С. М. Волнухина как своего любимого учителя, сумевшего привить своим ученикам самозабвенное отношение к искусству, к творчеству.
Впервые Нерода участвовал в художественной выставке в 1915 году. Ему тогда было двадцать лет.
В 1917 году Георгий Нерода возвратился в Чернигов. Энтузиазм и романтика первых лет Октябрьской революции захватили молодого скульптора так же, как и многих его сверстников, явившихся не только очевидцами, но и участниками больших исторических событий. В 1918-1920 годах, с момента установления Советской власти, он был председателем черниговского губернского бюро профсоюза работников искусств, заведующим отделом изобразительных искусств и охраны памятников черниговского Губнародобраза, работал инструктором Губсовнархоза, стремясь объединить оставшиеся частные керамические мастерские и организовать производство детских игрушек.
В 1920 году Георгием Васильевичем было создано первое скульптурное произведение, посвященное Владимиру Ильичу Ленину. Бюст вождя, выполненный в бетоне и установленный в 1921 году на одной из центральных площадей Чернигова, явился одновременно и первым монументом Владимира Ильича Ленина на Украине.
Черниговский период деятельности молодого художника отличается большой творческой активностью. В этот период Георгий Нерода работает над скульптурными портретами русских и украинских писателей - И. Я. Франко, В. Г. Короленко, А. Г. Глебова (1917- 1919), Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстого (1919-1921). Все эти работы связаны между собой не только местом и временем создания, но и манерой исполнения. Автор стремился не только запечатлеть внешний облик писателей, но и раскрыть их внутренний мир. Именно к этому времени относятся первые поиски будущим мастером психологического портрета средств художественной выразительности.
Характерным для этого периода (1917-1920) творчества Георгия Нероды представляется скульптурный портрет И. Я. Франко, несущий некоторый отпечаток формальных исканий и не лишенный элементов стилизаторства. Однако все детали портрета удивительно соразмерны, крепко построен обобщенный объем головы писателя, ясно выявлен и чистый контур лица. Особенно подчеркнуты высокий лоб и массивная волна волос. Порывистая, контрастная лепка четко выявляет пластику форм. Меняющееся в зависимости от освещения выражение глаз то задумчивых, как бы ушедших внутрь, то остро и пытливо смотрящих на зрителя, помогает раскрыть богатство внутренней жизни писателя.
Интерес к логичной конструктивности скульптурной формы сохранился у Георгия Васильевича и в последующие годы, связанные с творческими исканиями, особенно трудными в условиях времени, когда заниматься портретом чуть ли не считалось зазорным, поскольку, по бытовавшему тогда мнению, портрет не давал возможности отразить современную действительность. Однако именно в работе над портретом получил скульптор умение построить объем, выявить архитектонику и конструктивную логику пластики головы или человеческого тела.
Работая в Чернигове, Георгий Васильевич увлекается также искусством кукольного театра. Им были изготовлены очень интересные деревянные куклы, которые использовались при постановке спектаклей «Петрушка», «Красная Шапочка», «Ревность Барбюлье» и т. д. Костюмы для кукол выполняла его жена, Наталья Федоровна, бывшая в то время студенткой Строгановского училища. В этой работе активное участие принимал художник В. В. Хвостенко. Труппа кукольного театра состояла из студийцев, которые часто выезжали в прифронтовую зону для выступлений перед бойцами Красной Армии. Позже, уже будучи в Москве, Георгий Нерода подарил свои замечательные куклы столичному театру кукол.
Двадцатые годы для молодой Республики Советов были очень сложным и вместе с тем интересным историческим периодом, овеянным революционной романтикой, насыщенным ожесточенной борьбой' нового со старым. В те годы Георгий Васильевич, как и многие молодые художники, связал свою творческую судьбу с деятельностью Ассоциации художников революционной России (АХРР).
В это время Неродой были выполнены для Музея Революции в Москве бюсты Е. И. Пугачева (1926), П. И. Пестеля (1926), К. Ф. Рылеева (1926). Несколько позже скульптор работает над портретами В. Я. Брюсова, А. В. Луначарского, Я. М. Свердлова, И. В. Сталина, пробует свои силы и в рельефе, выполнив композицию «Взятие Ростова». Последней работой, представленной на Х выставке АХРР, Георгий Васильевич не был удовлетворен, считая ее случайной среди его произведений. Что касается портретов, то они несомненно сыграли большую роль в художественном развитии скульптора.
Особое место в творчестве Г. В. Нероды заняла работа над скульптурным портретом А. В. Луначарского (1928). Над ним художник долгое время работал с натуры. Позднее Георгий Васильевич рассказывал: «Не могу не вспомнить того удовлетворения, которое я получал во время сеансов, когда Анатолий Васильевич со свойственным ему темпераментом рассказывал об искусстве, о планах его развития, бросая меткие замечания о наших художниках».
Образ А. В. Луначарского - мудрого государственного деятеля, ученого, эрудита, оратора, обаятельного человека нового мира - раскрыт в портрете очень цельно. На первый взгляд его лицо кажется бесстрастным, но стоит вглядеться в него пристальнее, как открывается сложный духовный мир этого человека. Ясно ощущаются его глубокий ум и наблюдательность. Таким видел и воспринимал его Георгий Васильевич. Скульптурный портрет очень понравился Анатолию Васильевичу Луначарскому, оставившему на постаменте свой автограф. В настоящее время это произведение мастера, отлитое в бронзе, находится в музее-квартире А. В. Луначарского в Москве.
Скульптурный портрет Я. М. Свердлова (1930) - содержательное произведение, представляющее интерес и в настоящее время. В нем есть и верно схваченное портретное сходство, и ясно выраженный характер, присущие лучшим работам скульптора, в которых наряду с высокими пластическими качествами достигнуты психологическая глубина и монументальная значительность художественного образа. Острота характеристики Я. М. Свердлова свидетельствует о четкой постановке скульптором творческих задач. Следует сказать, что Нерода и впоследствии не раз обращался к образу видного советского государственного деятеля, но все последующие варианты (выполненный в 1943 году в гипсе, а в 1957 году в мраморе) оказались менее удачными, чем скульптурный портрет 1930 года, отлитый в бронзе. Это произведение получило широкое общественное признание и находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.
В лучших произведениях Георгий Васильевич всегда добивался оригинального, неповторимого решения художественного образа, отличающегося сложным психологическим содержанием (например, в упоминавшемся портрете Я. М. Свердлова, в котором мысль и воля соединены с душевной мягкостью), но чаще всего скульптор стремится определить ведущую черту характера портретируемого. Так, в портрете Н. Г. Чернышевского (1956), выполненном в граните, одном из самых выразительных в художественном отношении скульптурных портретов выдающегося русского революционера-демократа, подчеркнуты прежде всего черты мыслителя, философа. Именно это выявление основной сути личности придает особую убедительность и весомость художественным образам, созданным Неродой. Та же целенаправленность чувствуется и в мраморном бюсте В. Я. Брюсова (1955). Острый и сильный образ поэта отмечен подчеркнуто сдержанной силой духа, замкнутостью и некоторой отрешенностью одухотворенной личности. Глубина художественного образа в лучших работах Г. В. Нероды, таких, как портреты Я. М. Свердлова, В. Я. Брюсова, Н. Г. Чернышевского и других людей, оставивших о себе незабываемую память в истории русского революционного движения и русской культуры, определяется воплощением скульптором некоего этического идеала, отвечающего его представлениям о настоящем Человеке, человеке с большой буквы. Поэтому задача скульптора состоит в том, чтобы показать те привлекательные, по-настоящему человеческие черты характера, которые им присущи. В каждом из них мастер искал воплощения благородных качеств ума и характера.
Более полувека Георгий Нерода с увлечением работал над воплощением в скульптуре образа Владимира Ильича Ленина, считая эту тему поистине неисчерпаемой.
В поисках своего оригинального решения Г. В. Нерода неустанно собирал необходимый материал, который помог бы ему постичь всю глубину и многогранность ленинского характера. А. В. Луначарский оказал Нероде содействие в получении кинопленки, заснятой при жизни Владимира Ильича. Вскоре скульптор приобрел кинопередвижку старого образца, на которой можно было прокручивать киноленты. останавливая при необходимости любой кадр, что позволяло работать над портретом вождя как бы с натуры. Еще в то время, когда Георгий Васильевич лепил с натуры портрет А. В. Луначарского, он старался как можно подробнее расспросить наркома о Владимире Ильиче. Скульптора интересовало все: выражение лица, рисунок губ, форма лба, характер походки, пропорции головы и тела. Это помогло Нероде представить себе образ человека, всегда находящегося в действии, внутренне напряженного, страстного в своей убежденности, непримиримого к врагам революции, образ мудрого и решительного государственного деятеля, отличающегося необыкновенной простотой и человечностью.
Все, что было прочитано скульптором о В. И. Ленине, давало возможность представить грандиозный масштаб его мышления. Внимательно просматривая кинокадры, запечатлевшие вождя, Георгий Нерода заметил, что черты лица Владимира Ильича очень гармоничны по своей пластике. Но как все это творчески преломить в произведении искусства, выразить в правдивом и убедительном художественном образе? Неоценимую помощь оказали воспоминания современников, родных и близких Ленину людей, соратников, а также фотографии и рисунки художников, выполненные с натуры. Из множества полученных сведений предстояло отобрать самое значительное, самое характерное. Необходимо, чтобы все эти знания стали багажом художника, оказались пропущенными через призму личного видения, ощущения человека. Только тогда и начинают возникать первые варианты пластического решения.
Творческая задача, стоявшая перед скульптором, еще более усложнилась после смерти Владимира Ильича. В середине 20-х годов и несколько позднее настойчиво звучали голоса, приэывавшие художников при создании образа Ленина следовать не реальной действительности, а идее, воспринимаемой как символ. Требования жизни оказались иными. Вскоре была создана авторитетная Комиссия по увековечению памяти Владимира Ильича, важнейшей задачей которой являлся контроль за тем, чтобы сохранить и передать последующим поколениям образ Ленина неискаженным. То, к чему шел в своих творческих исканиях Георгий Нерода, соответствовало этому требованию. Работая над образом вождя, скульптор стремился правдиво передать внешний облик Владимира Ильича, его характер и огромный духовный мир. В воспоминаниях современников, хорошо знавших Ленина, не раз говорилось о его особой красоте как оратора. «Весь он на кафедре - точно произведение классического искусства: все есть, и ничего лишнего, никаких украшений»,- писал М. Горький в своих воспоминаниях о В. И. Ленине.
В скульптурном портрете Владимира Ильича, созданном Георгием Неродой в 1925 году, переданы внутренняя собранность, уверенность в правоте великого дела революции - черты, придавшие образу вождя истинную значительность. Скульптор сумел раскрыть гуманизм Ленина, «самого человечного человека», «самого земного изо всех прошедших по земле людей». Нерода представил этот скульптурный бюст вождя на просмотр в Комиссию при ВЦИК по увековечению памяти В. И. Ленина. Бюст очень понравился А. В. Луначарскому, который отозвался о нем следующим образом: «Работа скульптора Г. В. Нероды выполнена с большим мастерством и отличается несомненным сходством с оригиналом, на мой взгляд, она лучше тех, которые до сих пор распространяются Госиздатом». После отзыва Анатолия Васильевича Луначарского бюст В. И. Ленина работы Нероды был выпущен массовым тиражом для продажи его населению. В настоящее время это произведение находится в музее-квартире А. В. Луначарского.
Другое направление творческой деятельности Георгия Нероды связано с его работами в области монументальной скульптуры. К одним из первых больших произведений монументального искусства относится памятник В. И. Ленину, созданный в 1927-1929 годах для Ростова-на-Дону. Зрителей, стоящих перед монументом, не покидает чувство, что пройдет еще одно мгновение и Владимир Ильич обратится к ним с пламенной и страстной речью. Правая его рука с открытой кверху ладонью энергично выдвинута вперед, голова чуть наклонена, полы пальто словно откинуты ветром - во всем его облике чувствуются стремительность, неудержимая кипучая энергия. В этом памятнике скульптору удалось воплотить образ вождя революции, передать дух и романтику борьбы, динамичность событий Великого Октября. Эта идейная направленность свойственна и другим монументам Ленина, созданным скульптором в творческом содружестве с архитекторами и установленным в Сызрани, Фрунзе, Перми, Белгороде, Петропавловске и других городах нашей страны.
Тридцатые годы были временем, когда в результате реализации первых пятилетних планов страна постепенно укрепляла свое экономическое положение и могла выделять уже больше средств на развитие искусства. Последовательно воплошались в жизнь ленинские идеи, а соответственно и развивались прежде всего те виды и жанры искусства, которые оказывали наибольшее воздействие на народные массы.
В области монументальной скульптуры в 1930-е годы работали крупнейшие советские мастера изобразительного искусства - Н. А. Андреев, В. И. Мухина, И. Д. Шадр, С. Д. Меркуров, М. Г. Манизер, Н. В. Томский. Активно участвовал в реализации ленинского плана монументальной пропаганды и Г. В. Нерода.
Характерным примером творчества Георгия Нероды этого периода является скульптурная группа «За власть Советов» (1932), установленная в парке Центрального дома Красной Армии (варианты этого произведения, различные по своему архитектурному решению, находятся в Сызрани и Орске). На постаменте - устремленные вперед фигуры красноармейца с винтовкой и шахтера с отбойным молотком. Они крепко держат древко вэметнувшегося над ними знамени, которое пронесут сквозь огонь испытаний к окончательной Победе. У их ног - смертельно раненный красноармеец. Его правая рука вытянута вперед, а левая опирается на упавшую винтовку. С трудом приподнимаясь с земли и собрав последние силы, он призывает своих товарищей идти вперед. Запоминаются грубоватые, словно обветренные, лица борцов революции, их руки, сжатые в огромные, тяжелые кулаки, напряженная поза, твердый и уверенный шаг. В этой скульптурной группе столько силы и энергии, столько порыва и движения, что невольно думаешь: никакие преграды не способны остановить этих людей. Она проникнута пафосом революционной романтики, пафосом эпохи социальных преобразований.
Своеобразными вехами дальнейшего творческого развития скульптора явились произведения монументального искусства, над которыми Георгий Нерода работал на протяжении длительного времени: проекты монумента Первой Конной Армии для Ворошиловграда (1934); скульптура И. В. Сталина (1935) для Парижской выставки, памятник писателю М. М. Коцюбинскому для Винницы (1933), а также мемориальная доска борельеф в память о революционере И. В. Бабушкине на станции Слюдянка в Сибири (1940) и другие работы.
Таким образом, Георгий Нерода посвятил свое искусство раскрытию героики нашей действительности. Его лучшие работы - портреты В. И. Ленина (1925), В. Луначарского (1928), Я. М. Сверллова (1930), памятник В. И. Ленину в Ростове-на-Дону (1929) возвестили о появлении крупного мастера советской скульптуры.
Вся творческая деятельность Георгия Нероды неотделима от жизни Родины. Он неизменно радовался достижениям своей страны, гордился ее мощью. А когда наступили тяжелые дни войны, скульптор обратился с просьбой направить его на фронт. В 1942-1943 годах Нерода находился на Северо-Западном и Юго-Западном фронтах в качестве военного художника, где создал яркую галерею скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны, среди котopыx портреты полковников Зеленкова и Котцова, снайпера Савченко и другие. Все эти работы выполнялись в боевой обстановке. Так, пробравшись на передовую, где находился в секрете снайпер Савченко, Георгий Нерода наблюдал за своим героем, делал зарисовки, лепил этюды с натуры. В подобных условиях выполнялись и портреты Зеленкова и Котцова. Герои работ художника - закаленные бойцы, не раз смотревшие смерти в лицо, люди самоотверженные и решительные, наводившие страх на врагов отчаянной смелостью. В скульптурных портретах героев Георгий Нерода раскрывает их духовную красоту, мужество и отвагу, беззаветную преданность Родине.
В суровые годы войны скульптор активно работал и в армейских газетах. Часто бывал на фронтах, сделал множество военных зарисовок, которые позже пригодились ему при работе над крупными архитектурно-монументальными комплексами.
В послевоенные годы Георгий Васильевич выступает уже как сложившийся мастер. Это был сложный период в советском искусстве. С одной стороны, расширялся круг задач, которые выдвигались перед художниками, а с другой в некоторых произведениях изобразительного искусства проявлялись черты штампа, холодности, ложной героизации образов. Основу творчества Нероды этого времени составляет портретное искусство. Для периода 1940, начала 1950-x годов портрет был одним из ведущих жанров советской скульптуры. Несмотря на то, что в монументальной пластике в это время работали крупные мастера, создавшие ряд интересных памятников, творческие поиски шли главным образом в области станковой скульптуры.
Новые черты появляются в портретах, созданных Георгием Неродой в эти годы. Это портреты А. Н. Радищева (1949), Н. Г. Чернышевского (1948), В. Я. Брюсова (1955), А. С. Пушкина (1949), И. В. Сталина (1946), К М. Федорова (1947), В. В. Куйбышева (1958) и другие. В них скульптор проявил большое мастерство психологической характеристики человека. Кроме того, в этих работах ощущается стремление скульптора к созданию обобщенного портретного образа.
Стремление раскрыть духовный облик человека, выразить волнующие его мысли характерно для многих произведений Нероды. В них всегда выражены чувства и настроения, волнующие самого художника, раскрыто его понимание глубины и возвышенности духовного мира человека. Это творческое кредо скульптора ярко и концентрированно выражено в портрете А. С. Пушкина, над которым Нерода работал с большим увлечением. Образ великого русского поэта вдохновлял многих советских скульпторов, каждый из которых старался открыть своего Пушкина. В портрете Пушкина работы Нероды чувствуются озаренность, страстный порыв творческого вдохновения. Мягкая прядь волос живописно обрамляет лицо поэта. Главным акцентом в портрете являются глаза. Они сразу же приковывают к себе внимание зрителей. Четкая, мягкая пластика, выявляющая красивое, умное лицо, усиливает настроение, выраженное в портрете. По силе образной характеристики, по остроте в передаче глубоких человеческих чувств, по высокому мастерству пластического исполнения портрет Пушкина - одно из самых проникновенных произведений Нероды.
Интересной представляется и интерпретация художником образа В. В. Куйбышева. Будучи одной из значительных, великолепных по пластике работ Георгия Нероды, портрет относится к числу лучших изображений В. В. Куйбышева. В этом произведении скульптор стремился передать представление о выдающемся революционере, крупном политическом деятеле. Большой выразительный лоб, мягкие, строгие черты лица, прямой светлый взгляд раскрывают перед зрителем неповторимую индивидуальность человека. Жена Валериана Владимировича, Елена Куйбышева, в восторге писала Георгию Нероле: «Смотрела на Валериана и чувствовала его живого, лучезарного. Глаза, улыбка, лоб, губы - родные, близкие, любимые. Георгий Васильевич! Вы очень хорошо передали образ Валериана Владимировича, за что приношу Вам глубокую благодарность».
С большим темпераментом Нерода вылепил с натуры портрет К. М. Федорова, личного секретаря Н. Г. Чернышевского. В этом произведении также большую роль играет живописность лепки, создающей своеобразное движение светотени, которая придает лицу удивительную живость выражения. Подчеркнув характерность индивидуальных черт модели, скульптор создал изображение умудренного жизненным опытом человека с богатым и сложным внутренним миром.
Новые черты в портретных работах Георгия Нероды непосредственно связаны и с их новым назначением. Нередко, как по содержанию, так и по форме, они приближаются к произведениям монументальной скульптуры. Здесь прежде всего следует иметь в виду памятникбюст К. Маркса (1949) в городе Раменском, а также аналогичный по типу памятник дважды Герою Советского Союза М. Г. Степанищеву (1948), установленный на родине героя в Орле.
В общем русле творческих исканий Г. В. Нероды важное место занимает работа над образом Серго Орджоникидзе. В одном из лучших скульптурных портретов Г. К. Орджоникидзе (1946) мастер стремился достигнуть остроты характеристики, тщательно прорабатывая форму головы, лба, рисунок бровей, глаз, прически. Тонко моделированная, пластически выразительная голова словно выступает из мраморного блока с грубыми сколами камня. В этом произведении чувствуется увлеченность скульптора, любующегося варазительностью модели, но поиски живописной лепки не помешали решению художественно-образных задач. В портрете Серго Орджоникидзе переданы и благородство натуры человека, и напряженность мысли, и горение сильного духа. Здесь предстает светлый и чистый образ крупного политического деятеля, человека непреклонной воли и возвышенных помыслов.
1950 - 1970-е годы в творчестве Г. В. Нероды являются временем создания наиболее значительных произведений монументального искусства, к числу которых относится памятник Г. К. Орджоникидзе в Кисловодске (1952, архитектор Я. Ю. Брансбург), одно из творческих достижений мастера. Нерода изобразил Орджоникидзе того времени, когда он был во главе тяжелой промышленности, являясь яркой фигурой, концентрирующей в себе высокие нравственные качества социалистического общества, и вместе с тем по своему характеру необычайно простым, скромным и человечным. Скульптор добился органичного сочетания простоты и монументальной значительности образа.
Известно, что Орджоникидзе был невысокого роста, имел плотную, коренастую фигуру. Но Нерода не пошел по пути точного копирования внешнего облика. Он делает фигуру немного стройнее и достигает большой выразительности. В статуе Орджоникидзе чувствуются свобода, большая внутренняя сила, обаяние энергичного, живого человека. Выразителен силуэт статуи. Привлекает внимание энергичный мотив движения, в котором участвует вся фигура и которому как нельзя лучше соответствует волевой открытый жест протянутой вперед, раскрытой ладонью кверху правой руки. В этом жесте Орджоникидзе, в его решительном шаге, в чертах открытого лица получила воплощение вся его деятельная натура политического организатора. Разворот фигуры, ее поза, жест построены так, что кажется они вот-вот изменятся. В результате этого создается впечатление продолжающегося движения, его постепенно доразвития в пространстве.
Памятник Орджоникидзе рассчитан на восприятие с разных точек и расстояний. Снизу к нему ведет большая парадная лестница, поднимаясь по которой можно видеть выразительную фигуру Серго Орджоникидзе, рисующуюся на фоне голубого неба. Ее силуэт всегда ясно читается, раскрывая новые аспекты.
Авторам монумента удалось добиться гармонического сочетания скульптурных и архитектурных форм.
Вместе с приобретением творческого опыта углублялись теоретические взгляды Георгия Васильевича в области монументального искусства. В его краткой автобиографии можно найти на этот счет ряд в высшей степени интересных замечаний. Вот, например, одно из них: «Вопреки укоренившемуся и сейчас действующему представлению, что воздух съедает скульптуру, я убедился в обратном. Скульптура, будучи проецирована на фоне неба, увеличивается. Отсюда иные моменты построения скульптур, которые проецируются на фоне зданий и зелени... Я также установил для себя основные законы композиционного построения и окончательно убедился в наивности крепко укоренившегося и сейчас мнения о необходимости ставить объемную скульптуру с учетом ракурсов».
Смысл высказываний Нероды заключается в том, что в случаях постановки фигуры на большой высоте стремление скульпторов удлинить голову, руки и т. п. для корректировки перспективных сокращений не очень обоснованно. Георгий Васильевич считает, что этого делать не следует, и на примере памятника Г. К. Орджоникидзе, а также последующих монументов доказывает, что естественное сокращение в перспективе отдельных объемов или частей статуи предоставляет возможность более сильного эмоционального воздействия на зрителя, чем в случае искусственного изменения формы. Особенно наглядно это проявляется при фото- и киносъемке эффектных ракурсов.
Наряду с памятником Г. К. Орджоникидзе Георгием Неродой были созданы интересные скульптурные работы в период строительства высотного здания Московского университета. Он выполнил бюсты Н. Г. Чернышевского (1953) и академика И. М. Губкина (1951). В 1955 году была завершена кованная из меди пятиметровая статуя В. И. Ленина для Дома правительства в Ашхабаде. Очень требовательно к этой работе отнесся Георгий Васильевич и на завершающем этапе. То, что в гипсе казалось законченным, заставляло вновь задуматься, когда фигура была переведена в материал. Хотя практически какие-либо изменения были крайне затруднены, Георгий Васильевич на протяжении многих дней вносил поправки по тем частным моментам, которые, как ему казалось, были еще не вполне удовлетворительны. Этот факт свидетельствует об отношении художника к своему труду, а результат позволяет говорить о новой творческой удаче скульптора.
Параллельно с большой и напряженной творческой работой Нерода много путешествует, изучает работы старых мастеров. В 1956 году скульптор совершил путешествие по Италии, Греции, Франции и Голландии. Его покоряет красота памятников античной и византийской архитектуры, восхищают произведения мастеров итальянского Возрождения. Поездка дала возможность познакомиться также с творчеством современных художников разных направлений, еще более укрепив позиции скульптора, придерживающегося принципов реалистического искусства.
После возвращения на Родину Георгий Нерода снова обращается к любимому жанру - портрету. В работах этого времени: портретах В. Я. Брюсова (1955), Н. Г. Чернышевского (1956), В. В. Куйбышева (1958) и К. Маркса (1956) - обнаруживается своеобразный синтез его художественных поисков и большого творческого опыта. Здесь Георгий Васильевич Нерода уже в полной мере проявляет себя как выдающийся мастер, обладающий и глубоким пониманием задач скульптуры, и чувством большой пластической формы.
Бюст Н. Е. Жуковского (1960) выполнен в граните и установлен в Москве около Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского (арх. И. Г. Француз). Около двух лет трудился Георгий Васильевич над образом «отца русской авиации». В процессе работы ему пришлось тщательно изучать материалы и документы, связанные с жизнью и деятельностью Н. Е. Жуковского, знакомиться с фотографиями различных лет. Большую помощь на подготовительном этапе работы ему оказали ученики Н. Е. Жуковского Г. М. Мусинянц и Г. Х. Сабинин. Они рассказали много интересного о своем учителе, показали редкие фотографии. Все это в значительной мере облегчило работу. Композиция скульптуры сложилась быстро. Голова ученого как бы появляется из грубо обработанной глыбы гранита. Широкий открытый лоб, чуть приподнятые брови, словно устремленный в будущее взгляд. «Мне хотелось передать не только портретное сходство, но и огромный талант, постоянные искания великого русского ученого, его взгляд в будущее, уверенность в техническом прогрессе нашей Родины»,- вспоминал Г. В. Нерода.
Во второй половине пятидесятых годов одной из задач советского монументального искусства становится создание памятников, посвященных крупнейшим событиям в истории нашего государство. Откликаясь на требование времени, Нерода стремится создать образ большого символического звучания.
Как и многим людям, пережившим тяжелые годы войны, Георгию Нероде не дают покоя воспоминания. Обратившись к военной теме, скульптор создал очень интересный монумент Славы (1959) в Белгороде.
Страшные преступления совершили гитлеровские захватчики в Белгороде. Когда в августе 1943 года советские войска освободили город, в нем оказалось лишь сто пятьдесят жителей, остальные были либо убиты фашистами, либо угнаны в рабство. Тысячи отважных советских патриотов пали в схватке с врагом. В память о героях гражданской и Отечественной войн в сквере на проспекте Ленина и воздвигнут архитектурно-скульптурный ансамбль, посвященный мужеству и отваге белгородцев в годы тяжелых испытаний.
Могила павших воинов выполнена из черного полированного гранита с белыми плитами по бокам. На них - имена героев, отдавших жизнь в боях за Родину. Перед могилой горит Вечный огонь. Он освещает скульптурную группу - склоненные фигуры женщины-матери и юноши-подростка. На переднем плане два белых борельефа из песчаника высотой в четыре метра. На них изображены воин и рабочий с приспущенными знаменами. Очень удачно скульптором решен образ женщины-матери с печальным немолодым лицом и скорбными глазами, как бы смотрящими вниз, на могилу героев. Легкий наклон головы, движение рук придают образу матери естественность, он покоряет правдивостью чувств, которые переданы с впечатляющей силой.
Создавая большие монументальные произведения на темы Великой Отечественной войны, Нерода продолжает с увлечением работать над развитием Ленинианы. В работе над скульптурными изображениями В. И. Ленина большую трудность представляют поиски композиций, имеющих обобщенно-символический характер. Разработать глубокую психологическую характеристику образа, захватить внимание зрителя, заставить его воспринять обаяние и силу ленинского характера - вот к чему стремится скульптор.
Начиная с шестидесятых годов Г. В. Нерода вместе с сыном Юрием Георгиевичем, также известным скульптором, особенно активно работает над созданием ленинского образа Эту задачу оба скульптора решали и в работе, представленной на Всесоюзный конкурс заказных проектов памятника В. И. Ленину для Московского Кремля (архитекторы М. П. Бубнов и В. В. Лазарев), организованный в 1966 году Министерством культуры СССР.
Проект памятника, разделивший по итогам первого тура конкурса первое - шестое места, привлек внимание зрителей человечностью и глубиной образа вождя. В обоих вариантах конкурсного проекта, представленных авторским коллективом для разных участков размещения монумента, наибольшая выразительность была достигнута в ленинском портрете. Среди опубликованных в печати отзывов о выставке в Манеже конкурсных проектов памятников Ленину в Кремле можно было прочитать, что особенно хорош фрагмент скульптуры Г. В. и Ю. Г. Нерода, выполненный в материале, что из проектов у них, пожалуй, наиболее выразительный образ, а архитекторы М. П. Бубнов и В. В. Лазарев сумели ясно решить архитектурную основу монумента.
Сложные задачи решались и в скульптурном портрете Владимира Ильича (1967), представленном на Всесоюзный открытый конкурс на лучший портрет В. И. Ленина, который по решению жюри получил первую премию, а также в ленинском портрете (1961), выполненном из пенопласта для Советской торгово-промышленной выставки в Лондоне. и в памятнике В. И. Ленину, сооруженном в столице Бурятии Улан-Удэ (1971) в честь 54-й годовщины Великого Октября. Это произведение искусства явилось результатом совместного творческого труда двух мастеров, двух ваятелей - отца и сына, Георгия и Юрия Нерода. «Так издревле бытовало на Руси - гигантские задачи осуществляли вместе старый и молодой. Старый, на глазах у которого шагала эпоха, и молодой, остро ощущающий время»,- писала А. Пистунова.
Создавая образ Ильича, авторы специально ограничились изображением лишь одной его головы, сосредоточив на ней все внимание. Скульпторы стремились в образе символического звучания выразить волю, ум, внутреннюю активность вождя революции. Величественно выглядит скульптурная бронзовая голова Владимира Ильича на полированном гранитном постаменте.
Памятник воспринимается как символ, организующая идея, чему способствуют пластические достоинства скульптуры и пространственное решение площади, способной вместить большое количество людей.
Архитектурная композиция, включающая памятник в городскую среду, с оригинально задуманными подходами к нему и возможностью осмотра с большого расстояния обогатила центр города (архитектор А. Н. Душкин). Создание монумента потребовало решения сложных художественных, градостроительных и инженерных задач. Памятник В. И. Ленину в Улан-Удэ получил заслуженное признание общественности, а авторам было присвоено почетное звание заслуженных деятелей искусств Бурятской АССР.
Одной из крупных работ Георгия Нероды, выполненных совместно с сыном, является монументальный скульптурный портрет В. И. Ленина, установленный в зале Кремлевского Дворца съездов накануне торжественного заседания, посвященного 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Портрет В. И. Ленина очень прост, лаконичен по композиции, он привлекает к себе внутренней глубиной образной характеристики.
В конце 60-х годов в монументальном творчестве Г. В. Нероды наступает очень активный период. В течение пятнадцати лет скульпторам были выполнены лучшие его монументальные произведения: конкурсный проект мемориального комплекса-памятника «Героям Перекопа» (1969), памятник героям-морякам, защитникам Советского Заполярья (1973), монумент Победы в 'Новгороде (1974), монумент, посвященный рабочему классу (1978), в Москве.
Стремление, к расширению тематического и жанрового диапазона художественных произведений, отражающих важнейшие идеи и события нашей эпохи, всегда была характерно для развития советского искусства, В этот период создавались крупные архитектурно-скульптурные комплексы, появлялись различные монументальные работы, подчас более скромные, на по-своему впечатляющие. К таким произведениям ,относится и, созданный, в творческом содружестве, с архитектором В. В, Лазаревым проект монумента «Пионерам освоения Колымы и Чукотки» для Магадана (1968). Принимая этот интересный проект, Художественно-экспертный совет Московского отделения Худфонда РСФСР единодушно отметил высокий художественный уровень представленной авторами работы. Монумент высотой около 9 метров из, высокопрочного цветного бетона предполагалась соорудить на проспекте К. Маркса в Магадане на средства, собранные трудящимися Магаданской области.
Созвучие современному духовному развитию общества особенно ощутимо в произведениях Г. В. Нероды, посвященных Великой Отечественной войне. Это, по-видимому, не случайно. Героическая борьба с фашизмом по-новому раскрыла многие качества людей, которые и сегодня осознаются как живые и близкие. Именно таким - сильным, стойким, бесстрашным, знает советского матроса мир, он заслужил великое права олицетворять силу, славу и доблесть советского флота. В честь советского матроса и был возведен памятник «Героям-морякам» (1973) на Приморской площади Североморска. Монумент увековечивает светлую память тех, кто. мужественно сражался с ненавистным врагам, отдал свои жизни в борьбе за честь, свободу и независимость Родины. Величественная фигура матроса с автоматом в руках, вознесенная на пьедестал, изображающий рубку подводной лодки, олицетворяет собой мужество, доблесть и отвагу воинов-североморцев. Прекрасно лица моряка, с ясным, решительным взглядом и каким-то особым спокойствием, гордым осознанием своего высокого долга.
Моряк, стоит твердо, чутъ подавшись вперед навстречу морю. Кажется, что сильный ветер колышет ленты бескозырки. В пластическом решении памятника автором найдена точная мера обобщения. Здесь нет мелких деталей и подробной проработки поверхностей. Главное внимание уделено выразительности силуэта, достижению, напряженности крупных форм монолитной фигуры воина. В характере лепки лица моряка и в свободно облегающей фигуру одежде чувствуются текучесть, упругая сила металла. Величественный, полный героизма, воистину народный образ советского матроса запечатлен в этой композиции.
Большая площадь, на которой размещается монумент, представляет возможность организовать свободный обход вокруг памятника, а также создает хорошие условия для восприятия его с близкого расстояния. Два барельефа на боковых сторонах постамента, посвященных героическим подвигам в годы Отечественной войны, выполнены Ю.Г. Неродой.
Открытие памятника героям-североморцам была приурочена к празднованию сорокалетия Краснознаменного Северного Флата (1973). У монумента через каждые 30 минут звучит любимая мелодия североморцев - песня композитора Е. Э. Жарковского на слова М. Рейтмана «Прощайте, скалистые горы...».
«В седом Заполярье,
Где берег скалистый
Серебряным мохом оброс,
Стоит на утесе
Могучий, плечистый,
Бессмертный, как море...
Бессмертный, как море, матрос.»
Скульптурный монумент всегда будет напоминать воинам флота о высоком патриотическом долге, героических подвигах, воспитывая мужество и отвагу в сердцах молодых воинов.
Памятник героям-североморцам - результат многолетнего труда мастера, опиравшегося в этой работе на весь свой громадный творческий опыт. С большой убедительностью еще раз продемонстрировал Нерода неувядаемое мастерство, свободное владение пластической формой, умение найти изобразительные средства, с наибольшей полнотой раскрывающие патриотические чувства всех советских людей. В 1974 году за это произведение Г. В. Нероде и архитектору А. Н. Душкину была присуждена серебряная медаль имени М. Б. Грекова.
Большой труд вложил скульптор в создание монумента Победы в честь 30-летия освобождения Новгорода от фашистских захватчиков.
Гитлеровцы, оккупировавшие Новгород, считали его важным стратегическим пунктом. Они превратили памятники зодчества в руины, опустошили и разграбили город. Справедливое возмездие ждало их. Войска Волховского фронта в январе 1944 года освободили Новгород. Жизнь возвратилась на волховские берега. Новгород был возрожден, он стал во много раз величественнее и благоустроеннее, чем был до войны.
Своеобразным символом многовековых ратных подвигов новгородцев, их созидательного труда, героизма, проявленного в период Великой Отечественной войны, стал монумент Победы. Памятник, установленный на Екатерининской горке, очень тактично связан со стенами и башнями южной части Новгородского кремля, с окружающей местностью. Монумент Победы хорошо просматривается со стороны набережных, моста через Волхов.
«Авторам монумента - народному художнику РСФСР, члену-корреспонденту Академии художеств СССР Г. В. Нероде, скульптору А. П. Филипповой, архитекторам лауреату Государственных премий СССР, заслуженному деятелю искусств Мордовской и Бурятской АССР А. Н. Душкину и А. И. Сайковскому удалось придать его композиции большую выразительность. В живых обобщенных линиях, ясных и простых формах, мужественном ритме, слитности с русским пейзажем обнаруживается попытка продолжать лучшие традиции искусства прошлого. Новый монумент органично вписался в сложившуюся среду. В нем есть какая-то неповторимая сила, суровая мужественность», - отмечал критик В. П. Степанов в статье о монументе Победы.
Скульптор всегда стремился не к натуралистической достоверности, а к подлинной художественной правде. Основная творческая цель авторов монумента заключается в убедительном выражении идеи торжества народа-победителя над темными силами фашизма. Из-за необходимости отдать приоритет силуэту, что диктовалось постановкой памятника в пойме реки Волхов, в него введена конная скульптура всадника-воина с мечом в правой руке.
Молодой воин-новгородец на несущемся коне предстает перед зрителями во всей своей непобедимой мощи. Лицо всадника, с крупными чертами лица и высоким чистым лбом полно сдержанной силы движение и внутренняя напряженность слиты здесь в едином монументальном образе. Мужественный всадник властным и спокойным жестом словно утверждает радость Победы. Сочетание противоположных начал, бурной динамики и величественного спокойствия наполняет произведение монументального искусства большой внутренней силой. Важной деталью скульптурной композиции является также разрубленный, разрушенный символ - попираемая всадником фашистская свастика, олицетворяющая тему разгрома темных сил.
На слегка сужающейся кверху башне установлено изображение ладьи новгородцев, оснащенной пиками, секирами, щитами, знаменами. Главный прапор на основной мачте ладьи воспроизводит силуэт ордена Победы со светящимися лучами рубинового цвета. Надолго приковывают к себе внимание зрителей многофигурные композиции бронзовых рельефов, отражающих конкретные героические события из жизни Новгорода.
На рельефе первого яруса башни изображены новгородские мореходы, закаленные в плаваниях первопроходцы, боевой и предприимчивый народ. На расположенном с другой стороны башни рельефе изображены боевые дружины новгородцев. Один из рельефов второго яруса посвящен героическим советским танкистам, отличившимся в битве за Новгород. Другой - изображает группу отважных партизан, сыгравших большую роль в освобождении новгородской земли. На рельефе третьего яруса отображены героические действия советских летчиков. Этот композиционный прием позволил авторам монумента организовать большой изобразительный материал, отражающий как историю древнего Новгорода, так и события Великой Отечественной войны.
Лишенные украшений стены Новгородского кремля, крупные архитектурные формы его башен, их четкие силуэты и силуэтно воспринимаемая архитектурно-скульптурная композиция с ее лаконичными обобщенными формами образуют единый ансамбль, создание которого является несомненным творческим достижением.
Не только героизм, проявленный в годы войны, привлекает внимание скульптора. Его стремление создать обобщенный образ современника отчетливо проявилось при обращении Георгия Васильевича к теме труда, к образу современного рабочего. Поэтическое содержание труда рабочего человека, его романтическую красоту художник раскрыл в монументе «Рабочий» (1978), установленном в Москве, на углу шоссе Энтузиастов и улицы Буденного. Фигура рабочего, отлитая в бронзе, вылеплена крупно и мощно, обобщенно, плотными массами. Рабочая одежда туго охватывает тело, подчеркивая цельные, точно литые формы. Здесь нет ничего случайного, неточного или приблизительного. В быстром и уверенном движении рабочего ощущаются напряжение и стремительный ритм современного производства. Очень выразителен силуэт монумента. В этом произведении создан собирательный образ героя нашего времени. Это - олицетворение духовного богатства современного рабочего, человека высокой нравственности. Скульптор показал красоту и величие советского человека-труженика, раскрыл пафос его гордого самоутверждения в мире, его трудовой энтузиазм.
В последние годы Г.В. Нерода увлеченно работал над созданием большого мемориального ансамбля, посвященного памяти героев, участвовавших в боях на Перекопе. Он всегда с большим трепетом и волнением касался темы революции, темы борьбы с ее врагами. Перед скульптором возникла сложная задача отразить в художественном образе связь исторических событий, поэтически выразить героический патриотизм советских людей в годы гражданской Великой Отечественной войн. Мемориальный комплекс-памятник «Героям Перекопа» разрабатывался на основе конкурсного проекта, занявшего первое место на Всесоюзном конкурсе заказных проектов в 1969 году (авторы Г. В. Нерода и архитектор В. В. Лазарев). Первая очередь строительства мемориального комплекса предполагает сооружение площади Славы, в ансамбль которой входит l5-метровая конная скульптурная группа, символизирующая героизм в ожесточенной схватке с врагом, победу первого в мире государства рабочих и крестьян, и 55-метровый обелиск воинской доблести из трех штыков, двух трехгранных и одного ножевого. Вблизи обелиска будет размещен Вечный огонь. Героические события Великой Отечественной войны будут отражены в рельефах на наклонных стелах.
Опираясь на конкретный исторический материал, Г. В. Нерода в своих работах поднимается до глубоких философских обобщений. В его творчестве отчетливо проступают гуманистические основы, любовь к человеку, вера в могущество человеческого разума. Эти черты раскрываются в проекте памятника Н. Г. Чернышевскому для Москвы (1979, совместно с Ю.Г. Неродой), представленном на Всесоюзный закрытый конкурс и являющемся одной из его самых последних работ. В этой скульптурной композиции ее авторы находят своеобразное выражение человеческой индивидуальности, идущее от глубинного постижения образа.
Художники изображают Чернышевского сидящим. С особой тонкостью они показывают сильную, волевую личность писателя - революционного демократа, его большую духовную энергию, устремленный вдаль взгляд, показывают одного из самых выдающихся умов своего времени, человека, на долю которого выпали тяжелые испытания. Скульпторы изображают писателя размышляющим о нескончаемых людских страданиях, о судьбе России.
Творческие интересы Георгия Васильевича Нероды многогранны. Так для фронтона Челябинского театра оперы и балета в 1953 году им исполнена аллегорическая фигура «Музыка», В 1973 году совместно с Ю.Г. Неродой им создана монументально-декоративная композиция «Искусство и народ» для украшения фасада Алтайского краевого драматического театра в Барнауле. С увлечением работал Г. В. Нерода и в пластике малых форм. В разных техниках им выполнены скульптуры камерного характера: «Подруги» (майолика, 1931), «Рыбак» (майолика, 1933), «Колхозницы» (майолика, 1930-е гг.), «Пловчиха» (бронза, 1935), «Авиамоделист» (бронза, 1934), «Девушка под парусом» (фаянс, 1939), «На катке» (фарфор, 1957) и другие работы.
В работе над произведениями монументальной скульптуры Нерода сотрудничал с архитекторами Н.П. Куренным, Я.Ю. Брансбургом, И.Г. Французом, А.Н. Душкиным, В.А. Петербуржцевым, М.П. Бубновым, В.В. Лазаревым, АИ. Сайковским, Р.Р. Кликсом.
Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, выдающийся советский мастер скульптуры Георгий Васильевич Нерода прошел славный творческий и жизненный путь. В своих произведениях он всегда стремился воплотить прогрессивные идеи эпохи, передать свои мысли в яркой и лаконичной пластической форме. Главным в жизни большого мастера советского изобразительного искусства всегда являлся напряженный творческий труд. Он любил повторять слова Валерия Брюсова: «Нельзя научиться быть художником, это дар природный, но нельзя быть совершенным художником не учась». Георгий Васильевич пришел к вершинам мастерства, достигнув в лучших своих произведениях высокой идейности и глубины замысла, правдивости и художественной убедительности, пластической завершенности созданного образа, отстаивая свою творческую и гражданскую позицию художника - гражданина.
Произведения искусства Георгия Нероды, отмеченные высоким художественным мастерством, получили самое широкое общественное признание. «Созданные памятники и монументальные портретные образы основателей нашей партии и государства, выдающихся представителей русской и советской культуры (памятник Серго Орджоникидзе, скульптурные портреты Н. Г. Чернышевского, Н. Е. Жуковского и других) ,- отмечает лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, народный художник СССР академик А.П. Кибальников,- являются большим вкладом в советское изобразительное искусство. Его искусство, рожденное талантом, полное больших и глубоких мыслей, является духовным достоянием будущих поколений». «Георгий Васильевич,- пишет о Нероде лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, народный художник СССР академик Л. Е. Кербель,- подлинно советский, подлинно народный художник Советского Союза, он в одном ряду с титанами советского монументального искусства, такими, как Андреев, Шадр, Меркуров, Мухина, Томский, Вучетич».
В истории советского изобразительного искусства Георгию Васильевичу Нероде по праву принадлежит почетное место.