A+ R A-

Работа над бюстом Степанищева.Нерода Георгий Васильевич родился в 1895 году в Чернигове. Отец, Василий Васильевич Нерода, был представителем старинного черниговского дворянского рода, мать будущего скульптора была из семьи священнослужителей. Окончив черниговскую гимназию, безусловно одаренный юноша успешно проходит творческое испытание в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и поступает туда в 1913 году. Начал Нерода  обучение в училище  одновременно на скульптурном и архитектурном отделении, что несомненно, помогло в дальнейшем творчестве скульптора. Молодому дарованию повезло в том, что познанием законов пространственного построения скульптурных масс, он обязан великому мастеру второй половины ХIХ века – С.М. Волнухину.  Его творческой концепцией всегда была верность идее неразрывной взаимосвязи художественных навыков с широтой теоретического познания. Только обладая этим двуединством, художник получает свободу во взаимосвязи традиции и современности,  в возможности интерпретировать ее соответственно новаторству современного мышления. Характерность должна быть положена в основу художественного образа, пластическое построение всегда подчинено законам эмоциональной образности автора. Георгий Васильевич вспоминал С.М. Волнухина, как своего любимого учителя, сумевшего раскрыть ему тайну взаимосвязи конструктивной основы формы с психологизмом и монументализмом изобразительного языка.

Являясь не только очевидцем, но и подчас участником многих  бурных событий общественной жизни первых десятилетий 20 века, молодой художник не смог не поддаться энтузиазму и романтизму новых свершений. Именно в этот период рождены  образы В.И.Ленина, И.Я. Франко, В.Г.Короленко, Т.Г Шевченко и Л.Н. Толстого. Все эти работы характерны прежде всего стремлением достигнуть того уровня психологизма, который помог бы  осознать значимость персонажа. К наиболее значимым для этого периода надо отнести портреты А.В.Луначарского (1928) и Я.М. Свердлова (1930). В эти годы  молодой скульРабота над памятником Н.Е. Жуковскомуптор связывает свою творческую судьбу с Ассоциацией художников революционной России (АХРР).   Нерода много работает над созданием портретных образов, работает в станковой пластике: Фритьоф Нансен (1926, ГТГ); Рыбак,(1929, ГТГ); Торс(нач.30-х); Колхозницы, (1930); После старта(1935, ГТГ).  Будучи верным продолжателем лучших пластических традиций московской скульптурной школы, он  стремится к наиболее полному достижению взаимопроникновения портретного сходства  и психологической глубины образа, монументальной значимости и  убедительности пластического решения. Портреты  Я.М. Свердлова, Н.Г. Чернышевского, А.В. Луначарского характерны выявлением основной сути личности, сложным психологическим содержанием в  сочетании  с известной долей революционного романтизма. В этой связи нельзя не отметить портрет В.Я. Брюсова, созданного в 1927 году ( экземпляр в бронзе находится в Третьяковской галерее.). Одухотворенная сдержанность и  отрешенность образа воплощают идею некоего этического идеала, благородства ума и характера.

Творческий путь сГеоргий Васильевич Неродакульптора неотделим от  судьбы России.  Предвоенное десятилетие посвящено поисками своего стилистического направления в монументальной скульптуре. В эти годы Георгий Нерода работает над  монументом «Первой Конной Армии», скульптурой И.В.Сталина для Парижской выставки, над памятником писателю М.М. Коцюбинскому для Винницы.

Особо значимым произведением в творчестве скульптора является портрет А.С. Пушкина, выполненный в 1949 году( экземпляр в бронзе находится в Третьяковской галерее.) Стремление раскрыть духовное величие поэта, его страстный порыв вдохновляло многих художников, каждый из которых представлял зрителю своего Пушкина.  По силе образной характеристики, по высокому мастерству пластического построения, портрет поэта - один из самых проникновенных произведений скульптора.

Говоря о тонко моделированной пластике портрета, увлеченности скульптора выразительностью модели, живописности лепки, вспоминаешь замечательные образы Серго Орджоникидзе 1954 ( экземпляр в бронзе находится в Третьяковской галерее),

В.В. Куйбышева,1958 ( экземпляр в бронзе находится в Третьяковской галерее),

В.И. Чапаева 1979 (экземпляр в мраморе находится в Третьяковской галерее).

В 1960 году перед военно-воздушной инженерной академией им. Н.Е. Жуковского установлен бюст, выполненный в граните. Рождению этого могучего образа русского ученого предшествовала долгая и кропотливая работа автора по изучению материалов. «…Мне хотелось передать не только портретное сходство, но и огромный талант, постоянные искания великого русского ученого, его взгляд в будущее…», вспоминал скульптор.Вместе с сыном

Отдавая дань защитникам России в годы тяжелейшей войны, Нерода создал очень эмоциональный монумент героям Гражданской и Великой Отечественной воин  в Белгороде, памятник Защитникам Заполярья, монумент Победы в Новгороде, Героям-морякам в Североморске, Мастер портрета, он сумел найти необыкновенно точное сочетание больших форм с пространственным ритмом пластических масс, их взаимосвязь с окружающей средой. Таковым является грандиозный памятник  -  портрет В.И.Ленину, установленный в Улан-Удэ в 1971 г. (архитектор А.Н.Душкин). Среди значимых монументальных работ хочется отметить комплекс «Героям Перекопа», памятник Н.Г. Чернышевскому для Москвы. Среди мононументально-декоративных композиций хотелось бы назвать  работы для  Драматического театра в Барнауле, Челябинского театра оперы и балета.

Работая над монументальными произведениями, скульптор Г.В.Нерода сотрудничал с архитекторами А.Н.Душкиным Н.П.Куренным, Я.Ю.Брансбургом, И.Г.Французом,   М.П.Бубновым, В.В.Лазаревым,  В.А.ПетербуржцМемориальная доска установленная на месте дома в котором родился Г.В.Неродаевым, Р.Р.Кликсом.

Был удостоин звания «Народный художник РСФСР», являлся член-корреспондентом Академии художеств СССР.

В 1985 г. в издательстве «Изобразительное искусство» вышла книга, посвященная творчеству Г.В.Нероды, автор А.И.Сайковский.

Умер Георгий Васильевич в Москве  в 1983 году.

 

Автор статьи К.М.Шмакова. Искусствовед, специалист по скульптуре конца ХIX-ХХ вв.